Папки-передвижки

Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы «Мир открытий»

Ольга Абдикаримова
Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы «Мир открытий»

Работа с одаренными детьми в системе

концептуальных основ программы «Мир открытий»

Абдикаримова Ольга Александровна -

педагог дополнительного образования

МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность

образоваться и развиться. А. Бебель

Публикация «Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы „Мир открытий“» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании ФГОС ДО, основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. Данная методологическая позиция опирается на личностноориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности - уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. В современной образовательной системе предусмотрены специальные программы и методики, которые позволяют педагогам организовать индивидуальный подход и проявить творчество в его осуществлении. Одной из таких программ является УМК вариативная образовательная программа «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.

Проявление неординарных и творческих способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.

Понимание того, что одаренность не является врожденной характеристикой личности, а может получить развитие вследствие создания условий, развивающих способности ребенка, приводит к тому, что стали появляться специальные образовательные организации для одаренных детей, в которых создаются благоприятные условия для их развития. Наша задача найти иное решение - не удалять ребенка из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не вырывая из круга «нормальных» сверстников, и при этом создавать условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей. Это позволит решить ряд важнейших социально-педагогических проблем: не потерять «потенциально» одаренных, т. е. дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности выявлены рано, но и тем, у кого они проявляются на поздних возрастных этапах; создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одаренных детей, что невозможно сделать в «тепличных» условиях специальной образовательной организации; формировать у одаренных и их сверстников толерантное, позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Как определить одаренного ребенка? Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в дошкольном возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.

Принципы выявления одаренных детей результаты и процесс деятельности, поведение, взаимоотношения ребенка должны быть оценены в комплексе: должно проводиться наблюдение в различных ситуациях и в течение длительного времени; необходимо подключение к оценке одаренности ребенка специалистов; следует учитывать зону ближайшего развития при оценке одаренности.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, организацией кружков и студий на основе ДОУ.

Родители, как активные участники образовательного процесса, помогают предоставлять возможности получения информации своим детям (подготовка к совместным проектам, семейные посещения выставок, музеев и т. п.)

Признаки одаренности ребенка :

Одаренные дети в процессе выполнения деятельности: с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности; проявляют индивидуальный стиль; имеют высокую способность к самообучению.

Мотивационная сфера одаренных детей : повышенная любознательность; ярко выраженный интерес к определенным сферам знания или деятельности; высокие требования к результатам своей деятельности; интерес к нестандартным ситуациям.

Для организации работы с одаренными детьми в детском саду, прежде всего, должны быть созданы соответствующие условия:

• материально-техническая база (ИКТ оснащение, помещение – студия с большим перечнем оборудования и материалами для творчества,

• творческий педагогический коллектив (педагоги должны знать особенности работы с одаренными детьми, уметь найти к ним подход, создать творческую благожелательную атмосферу и постоянно готовить максимум теоретического и наглядного материала по темам, интересным детям).

Программа работы с одаренными детьми может быть наполнена разнообразными видами и формами деятельности, но обычно включает несколько последовательных этапов развития.

1. Главной задачей первого этапа является погружение ребенка в деятельность, предоставление ему возможности действовать в интересном для него направлении. (Принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.)

2. На следующем этапе необходимо расширить горизонты деятельности, показать новые возможности. (Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.)

3. Не следует забывать о том, что темпы развития ребенка индивидуальны, особенно обладающего неординарными способностями. (Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Именно в такой атмосфере способности каждого ребенка могут проявиться как можно полнее.)

Содержание образования, ориентированное на продуктивное развитие детской одаренности, должно строиться по модели обогащения и быть ориентировано не на изменение количественных, а на качественные параметры. Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта. Формы организации обучения как в сфере «основного», так и в сфере «дополнительного» образования должны быть более гибкими по сравнению с традиционными (проведение детьми самостоятельных учебных исследований, участие в конкурсах различного уровня, защита творческих проектов и др.). Методы и средства обучения должны максимально опираться на природную потребность ребенка в познании окружающего, а также интенсивно использовать возможности современных информационных технологий.

Основу системы работы с одаренными детьми составляет использование методов организации занятий, максимально отвечающим принципам обучения одаренных детей, к которым относятся: исследовательский; поисковый; проблемный; проективный. Эти методы позволяют раскрыть способности детей, стимулируют самостоятельную поисковую и творческую деятельность. Желательно, организовывать занятия в парах или малых группах. Это позволит развивать социализацию одаренных детей.

При создании соответствующих условий к шести годам у некоторых детей ярко проявляются признаки одаренности, особенно в творчестве. Для того чтобы добиться хороших результатов необходим регулярный анализ работы с одаренными детьми, на основе которого будут корректироваться индивидуальные маршруты и методы работы с каждым ребенком.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.

2. Кудрявцева, Н. Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.

3. Лыкова И. А., Буренина А. И. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии "Цветной мир", 2012.

4. https://nsportal.ru/ Технология системно – деятельностного обучения для младших школьников.

5. https://infourok.ru/ Деятельный подход в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Работа с одаренными детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 с. Бураево» муниципального района Бураевский.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: "Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста". При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Открытое занятие «Дополнительное образование как одна из форм работы с одаренными детьми по фитнес-аэробике» Цели: Оздоровления детей, повышение тренированности и функциональных возможностей организма, с помощью занятий классической аэробикой.

Сценарий плана-конспекта по физкультуре «Йога-мир удивительных открытий» План-конспект НОД Образовательная область - Физическая культура Группа - старшая Тема: «Йога-мир удивительных открытий» (с использованием.

Интеграция УМК ООП ДО«Детство» и ИК «Мир открытий» Т. А. Сидорчук: признаки объектов окружающего мира Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация «Личность педагога в работе с одаренными детьми» Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми. Тимофеева Ю. А. Педагог-психолог МБДОУ «Светлячок» П. Чернянка Белгородской.

Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий Статья «» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая.

Работа с одаренными детьми. Урок «Числовая ось. Модуль числа» Урок Числовая ось. Модуль числа. Цель: Образовательная: повторить правила действий над целыми числами и модуль числа; ввести понятие координатной.

Экологическо-экспериментальная неделя «Мир открытий» Экологическо-экспериментальная неделя «Мир открытий» Экологическо – экспериментальная неделя к проекту «Путешествие капельки» Цели: • Обогащать.

Автор публикации:
Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы «Мир открытий»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 19:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД