Получи документы

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы

Юлия Слободенюк
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения детей

логопедической группы

Составлена на основе:

Коррекцонно-развивающая программа психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи (для детей 4-7 лет) Составитель-Слободенюк Ю. В.

Публикация «Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы» размещена в разделах

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/Крюкова С. В., Слободяник Н. П. – М. : Генезис, 2002. – 208с.

Программа рассчитана на 1 год обучения

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом для коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5 – 7 лет ГДОУ ЛНР «Ясеновский ясли-сад комбинированного вида “Изюминка»

1.2. Нормативно-правовое обеспечение.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения ГДОУ ЛНР «Ясеновский ясли-сад комбинированного вида «Изюминка»»

Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

«Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014.

1.3. Принципы построения работы с детьми с ОНР.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т. е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

1.4. Психологические особенности развития детей с ОНР.

Все психические процессы у реб нка – память, внимание, воображение,мышление, целенаправленное поведение – развиваются принепосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)

1.6. Цель и задачи программы

Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (со ІІ и ІІІ уровнем общего недоразвития речи, принятых в дошкольное учреждение на два года. Программа является коррекционно-развивающей.

Цель программы : осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с ОНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений (своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ОНР);

2. Определять особые образовательные потребности детей с ОНР;

3. Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

4. Подбирать, совершенствовать и систематизировать методы работы педагога-психолога и учителя – логопеда с программным содержанием.

5. Способствовать развитию всех психически познавательных процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

6. Укреплять физическое и психическое здоровье детей с ОНР, в том числе их эмоциональное благополучие;

7. Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

8. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

9. Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Контингент воспитанников.

Возрастная категория детей - от 5 до 7 лет. Группы формируется в результате заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по направлению комиссии по комплектованию дошкольных образовательных логопедических групп. Логопедические группы составляют дети с нарушением речевого развития (дети с ФФНР, ОНР II и III уровня речевого развития).

Приложение №1

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. Содержание программы.

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми.

Периодичность занятий с детьми – 1 раз в неделю.

Приложение №2

Взаимосвязь с педагогами (консультации, беседы и т. п.) – по запросам

Родители (родительские собрания, беседы, консультации) – по запросам

Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.

При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Диагностическое направление в группе детей осуществляется 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей 5-6 лет и уровня школьной зрелости у детей 6-7 лет

Диагностический инструментарий для детей 5-7 лет.

Экспресс-диагностика Павлов Н. Н., Руденко Л. -М. : Генезис, 2008

Методика «Лесенка» (Щур В. Г.)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В Амен, М. Дорки)

Тест «Катус» М. А. Панфилова

«Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В логопедической работе традиционно большое внимание (кроме речи, разумеется) направлено на активизацию процессов мышления и улучшение моторики пальцев рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

Помощь педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-личностной сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это благотворно скажется и на речи.

В связи с этим работа в группе детей 5-7 лет с направлена на развитие эмоционально-волевой сферы.

Методические приемы

Психогимнастика

Релаксационные методы

Коммуникативные упражнения

Мимические и пантомимические этюды

Психомышечная тренировка

Элементы тренинга

Ролевые игры

Коммуникативные игры

Игры - драматизации

Рисунок

2.2. Календарно-тематическое планирование

в логопедической группе №5 «Русалочка».

Методическое оснащение: Коррекцонно-развивающая программа психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи (для детей 4-7 лет)

Слободенюк Ю. В.

Количество занятий: общее 18 – 1 раз в неделю.

Длительность одного занятия – 25-35 мин.

Цель программы для детей ОВЗ :

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

Дата (месяц) Тема занятия Цель занятия Количество часов

Октябрь Занятие №1 Создать благоприятную атмосферу в группе, удовлетворить потребность в признании, развивать групповую сплоченность, креативное мышление, эмпатию, научить понимать свои чувства, снизить эмоциональное напряжение. 1

Октябрь Занятие №2 Развитие эмоционально выразительных движений, способности к эмпатии, произвольного внимания, креативного мышления, совершенствование коммуникативных навыков, снижение эмоционального напряжения. 1

Октябрь

Занятие №3 Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, развивать умение правильно оценивать себя, регулировать собственные чувства, эмоции, понимать их, развитие внимания, креативного мышления, воспитание самоуважения, повышение самооценки. 1

Октябрь

Занятие №4 Создать благоприятную атмосферу в группе, совершенствовать фонематический слух, учить регулировать свои чувства, эмоции, развивать внимание, творческое воображение, корректировать негативные личностные черты. 1

Ноябрь

Занятие №5 Снятие мышечного напряжения, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт характера, развитие сообразительности и наблюдательности, мышления, произвольного внимания, дыхания, совершенствование коммуникативных навыков. 1

Ноябрь

Занятие №6 Снятие телесных барьеров, создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция негативных черт, агрессивности, развитие дыхания, внимания, самоконтроля, эмоциональности и выразительности движений детей-логопатами. 1

Ноябрь

Занятие №7 Создать благоприятную атмосферу в группе, развивать произвольное внимание, мышление, активный и пассивный словарь, снять эмоциональное напряжение, улучшить коммуникативные навыки, корректировать агрессивность. 1

Ноябрь

Занятие №8 Создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция импульсивности и невнимательности, тренировка волевых качеств, развитие внимания, тактильных ощущений. 1

Декакбрь Занятие №9 Создание благоприятной атмосферы в группе, совершенствование фонематического слуха, эмоционально выразительных движений, тренировка волевых качеств, развитие тактильных ощущений, координации движений, коррекция агрессивности. 1

Декабрь Занятие №10 Создать благоприятную атмосферу в группе, тренировать волевые усилия, обогащать пассивный и активный словарь, артикуляционный аппарат, создавать позитивный настрой, развивать внимание, тактильные ощущения, креативное мышление, воображение. 1

Декабрь Занятие №11 Создание благоприятной атмосферы в группе, обогащение активного и пассивного словаря, развитие умения находить противоположности, совершенствование коммуникативных навыков, снижение тревожности, активизация двигательной деятельности. 1

Декабрь Занятие №12 Создание благоприятной атмосферы в группе, обогащение активного и пассивного словаря, развитие умения находить похожее, развитие памяти, мышления, внимания, коммуникативных навыков, активизация двигательной деятельности. 1

Январь Занятие №13 Развивать внимание, мышление, моторно-слуховую память, активный и пассивный словарь, эмоционально выразительные движения, снять эмоциональное напряжение, корректировать импульсивность, формировать готовность понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых. 1

Январь Занятие №14 Создать благоприятную атмосферу в группе, развивать произвольное внимание, мышление, память, активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снять эмоциональное напряжение, обогащать словарный запас. 1

Январь Занятие №15 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, скорректировать страхи, снизить тревожность, преодолеть замкнутость и пассивность. 1

Январь Занятие №16 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность, корректировать страхи, преодолеть застенчивость и пассивность 1

Февраль Занятие №17 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, развивать внимание, память, мышление, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность, корректировать страхи, повышать самооценку. 1

Февраль Занятие №18 Создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, развивать внимание, память, креативность мышления, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность. 1

ИТОГО 18 занятий 18

Календарно-тематическое планирование

по программе С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Цель программы : Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Количество занятий: общее 15: (декабрь – март) 1 раз в неделю.

Продолжительность: Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Оптимальное количество детей в группе 5-7человек.

Дата (месяц) № Тема занятия Цель занятия Количество часов

декабрь 1 Робость 1. Повышение у детей уверенности в себе.

2. Сплочение группы

3. Знакомство с чувством робости. 1

2 Радость-1 1. Первичное знакомство с чувством радости.

2. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. 1

3 Радость-2 Продолжение знакомства с чувством радости. 1

4 Радость-3 1. Продолжение знакомства с чувством радости.

2. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого. 1

январь 5 Радость-4 Закрепление и обобщение знаний о чувстве радости. 1

6 Страх-1 1. Знакомство с чувством страха.

2. Изучение выражений эмоциональных состояний в мимике. 1

7 Страх-2 1. Продолжение знакомства с чувством страха.

2. Поиск путей преодоления страха.

3. Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. 1

8 Страх-3 1. Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям.

2. Развивать умение справляться с чувством страха.

3. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. 1

февраль 9 Страх-4 Продолжение знакомства с чувством страха. 1

10 Удивление 1. Знакомство с чувством удивления.

2. Закрепление мимических навыков. 1

11 Самодовольство Знакомство с чувством самодовольства. 1

март 12 Закрепление знаний о чувствах Закрепление умения различать чувства 1

13 Злость 1. Знакомство с чувством злости

2. Тренировка различать эмоции. 1

14 Стыд, вина Знакомство с чувством вины 1

15 Отвращение, брезгливость Знакомство с чувством отвращения 1

ИТОГО 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

субъектов образовательного процесса предусматривает, что педагог-психолог :

- знакомит педагогов, родителей и администрацию образовательной организации с современными исследованиями в области психологии раннего и дошкольного возраста;

- просвещает педагогов, администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) с основными условиями благоприятного психического развития обучающихся в ходе консультирования, посредством психолого-педагогических рекомендаций, родительских собраний;

- ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, его интересов и склонностей, особенностей поведения, миропонимания, в том числе одаренности;

- способствует формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса, сохранению и укреплению их психологического здоровья;

- информирует о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей логопедической группы
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 15:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД