МААМ-картинки

Рабочая программа кружка «Юные бизнесмены и предприниматели» для учащихся 3–4 классов

Наталия Стопкина
Рабочая программа кружка «Юные бизнесмены и предприниматели» для учащихся 3–4 классов

Рабочая программа кружка

«Юные бизнесмены и предприниматели»

(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО)

Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов

Срок реализации - 1 год

Составила

руководитель кружка

Стопкина Наталия Николаевна

(учитель начальных классов)

Публикация «Рабочая программа кружка „Юные бизнесмены и предприниматели“ для учащихся 3–4 классов» размещена в разделах

Данная программа является авторской и ориентирована на учащихся 3-4 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / (В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.); под-ред. В. А. Горского. –М. :Просвещение,2011г., с учё том требований следующих нормативных документов:.

• Закон «Об образовании в РФ» (в действующей редакции);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части

минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного эпидемиологические требования к условиям и организации государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

• Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

• Письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

• Учебного плана МБОУ Хреновская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.

• План внеурочной деятельности МБОУ Хреновская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.

Пояснительная записка

Программа кружка «Юные бизнесмены и предприниматели» рассчитана на 70 часов в год. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа. Количество детей в группе: 18 человек.

1. Планируемые результаты освоения программы кружка

«Юные бизнесмены и предприниматели»

1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса кружка

" Юные бизнесмены и предприниматели " в начальной школе

Личностные УУД:

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

• развитие умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• развитие чувства справедливости, ответственности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Формировать:

• умение учиться и способность к организации своей деятельности;

• умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;

• умение составлять план и определять последовательность действий;

• умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• умение владеть способами саморегуляции как способностью к волевому усилию и преодолению препятствий;

• умение выполнять самооценку результатов своей работы.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• проводить сравнение и классификацию объектов;

• понимать и принимать полученную информацию при выполнении заданий;

• использовать приобретённые знания для объяснения понятий, процессов, а также для оценки количественных отношений.

Коммуникативные УУД:

• донести свою позицию до других;

• умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

• умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

1.2. Планируемые результаты освоения программы кружка «Юные бизнесмены и предприниматели»

воспитанник научится:

• планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;

• составлять план и определять последовательность действий;

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

• вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• делать предварительный отбор источников информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

• пользоваться экономическими терминами;

• слушать и понимать высказывания собеседников;

• согласованно, работать в группе :

• выполнять самооценку результатов своей работы;

• использовать приобретённые знания для объяснения понятий, процессов, а также для оценки количественных отношений.

воспитанник получит возможность:

• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

• видеть и понимать причинно-следственные связи;

• узнать о функции денег;

• узнать о банковской системе;

• узнать о причинах различий в оплате труда;

• узнать об основных видах налогов;

• узнать о видах ценных бумаг;

• узнать о факторах экономического роста;

• узнать понятия дохода, затрат, прибыли;

• узнать об основных правилах составления бизнес-плана;

• приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;

• объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;

• рассчитывать доход и прибыль фирмы;

• объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.

• составлять семейный бюджет;

• решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями.

Содержание курса

1. Вводное занятие (1 час)

2. Экономика (6 часов)

3. Финансовая грамотность (15 часов)

4. Банковская система (9 часов)

5. Налоги (3 часа)

6. Бизнес – план и маркетинг (12 часов)

7. Основы предпринимательской деятельности (19 часов)

8. Экономические трудности (5 часов)

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем Всего (час)

Количество часов

теория практика

1 Вводное занятие 1 1 -

2 Экономика 6 2 4

3 Финансовая грамотность 15 3 12

4 Банковская система 9 4 5

5 Налоги 3 1 2

6 Бизнес – план и маркетинг 12 4 8

7 Основы предпринимательской деятельности 19 5 14

8 Экономические трудности 5 2 3

Итого 70 22 48

Перспективное календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата Темы занятий

Кол-во часов Примечание

план факт

Вводное занятие 1ч

1 04.09 Вводное занятие. План работы на год. Правила техники безопасности. 1 Инструктаж.

Экономика 6ч

2 04.09 Понятие об экономике. Возникновение экономики. Зачем нужна экономика. 1

3 11.09 Деловая игра «Потребности и блага». 1

4 11.09 Что такое уровень жизни человека. 1

5 18.09 Развитие производства в России 1

6 18.09 Организация производства, Менеджмент 1

7 25.09 Деловая игра «Увлекательный мир экономики». 1

Финансовая грамотность 15 ч

8 25.09 Что такое деньги и для чего они нужны 1

9 02.10 Краткая история звонкой монеты. 1

10 02.10 Как бумажные деньги стали главными 1

11 09.10 Национальные монетные системы. 1

12 09.10 Деловая игра «Монетный двор» 1

13 16.10 Как зарабатываются деньги. 1

14 16.10 Как правильно зарабатывать и тратить деньги. 1

15 23.10 Как правильно копить деньги. 1

16 23.10 Каким образом подработать на карманные расходы. 1

17 30.10 Деловая игра «Я зарабатываю деньги» 1

18 30.10 Платные поручения. Как правильно делать покупки. 1

19 13.11 Деловая игра «Я иду в магазин» 1

20 13.11 Как правильно распределять семейный бюджет.

21 20.11 Деловая игра «Распределяю семейный бюджет» 1

22 20.11 Деловая игра «Буклет «Финансовая грамотность»». 1

Банковская система 9 ч

23 27.11 Зачем люди придумали банки 1

24 27.11 Банковская система России. 1

25 04.12 Банковские деньги. 1

26 04.12 Как банки сделали деньги невидимыми. 1

27 11.12 Заочное путешествие по банкам России. 1

28 11.12 Банки. Чем они могут быть полезны в жизни. 1

29 18.12 Деловая игра «Банки и их значение». 1

30 18.12 Финансы и кредит. 1

31 25.12 Деловая игра «Возьми кредит». 1

Налоги 3 ч

32 25.12 Основные виды налогов. 1

33 15.01 Налоги. Почему их надо платить и чем грозит неуплата. 1

34 15.01 Деловая игра «Заплати налоги» 1

Бизнес – план и маркетинг 12 ч

35 22.01 Понятие о бизнес- плане. Разделы бизнес – плана. 1

36 22.01 Деловая игра «Резюме бизнес – плана». 1

37 29.01 Деловая игра «Презентация бизнес – плана». 1

38 29.01 Выбор товара и конкурентной стратегии. 1

39 05.02 Оценка ранка сбыта и конкурентов. 1

40 05.02 План производства. 1

41 12.02 Организация деятельности. 1

42 12.02 Деловая игра «Выбор услуг и конкурентной стратегии». 1

43 19.02 Маркетинговые исследования. Виды маркетинга. 1

44 19.02 Запросы. Товар. 1

45 26.02 Обмен. Сделка. Рынок. Трансакционные издержки. 1

46 26.02 Деловая игра «Реклама» 1

Основы предпринимательской деятельности 19 ч

47 04.03 Сущность и виды предпринимательской деятельности 1

48 04.03 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 1

49 11.03 Должностные обязанности предпринимателя 1

50 11.03 Управление предпринимательством. 1

51 18.03 Деловая игра «Я – предприниматель» 1

52 18.03 Деловая игра «Прибыль. Доход. Издержки. Налогообложение». 1

53-54 01.04 Экскурсия на ИПС (инкубаторно-птицеводческую станцию) 2

55-56 08.04 Экскурсия на пекарню. 2

57-58 15.04 Экскурсия в ХЛК. 2

59 22.04 Страхование. Что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. 1

60 22.04 Деловая игра «Я страхую свой бизнес» 1

61 29.04 Доходы, сбережения, инвестиции. 1

62 29.04 Торговля. 1

63 06.05 Деловая игра «Ярмарка товаров» 1

64 06.05 Дополнительные источники дохода. 1

65 13.05 Деловая игра «Ищем дополнительные источники доходов» 1

Экономические трудности 5 ч

66 13.05 Риски. Банкротство. 1

67 20.05 Регулирование сферы бизнеса в РФ. 1

68 20.05 Проблемы развития российского предпринимательства. 1

69 27.05 Деловая игра «Как и чем помочь предпринимателю 1

70 27.05 Итоговое занятие. Викторина «Юные бизнесмены и предприниматели» 1

Используемая литература

1. Липсиц И. В.

«Экономика» : В 2 книгах. Книга 1. – М. : Вита-Пресс, 2004.

2. Липсиц И. В.

Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов) : учебн. для средн. спец. учебн. заведений- М. : Вита-Пресс,2000.

3. Липсиц И. В., Любимов Л. Л.

Раскрывая тайны экономики. М. : изд-во «Вита- Пресс», 1994 г.

4. Райзберг Б. А.

Основы экономики и предпринимательства : Пробный учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. -М. : просвещение, 1995 г.

5. Райзберг Б. А.

Экономика вокруг нас: учебное пособие. –М. : изд-во «Ось», 2000.

6. В. З. Черняк Введение в предпринимательство учебное пособие- М. : Вита-Пресс, 1999.

7. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экономика/ авт. сост. Р. С. Белоусов- М. : ООО изд-во «АСТ», олимп, 1996.

Интернет-ресурсы

berg.com.ua › advice › teach-financial-literacy-kids

https://journal.open-broker.ru › zachem-uchit-detej-finansovoj-gramotnosti

3-4 класс

Мониторинг за 1 полугодие

кружок «Юные бизнесмены и предприниматели»

Тест

1. Главной проблемой экономики является:

1) взаимодействие спроса и предложения

2) низкий уровень экономических знаний

3) ограниченность ресурсов

4) высокая степень специализации в мировом хозяйстве

2. Верны ли суждения об экономическом выборе:

а) совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение;

б) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Когда горит свет во всех комнатах, я не думаю, сколько это стоит?

4. Я часто совершаю импульсивные покупки?

5. Я хочу знать, куда девается каждая копейка?

6. Я думаю, это важно содержать в порядке квитанции и чеки?

7. Решите кроссворд и разгадайте слово по вертикали:

1. Банк большим, солидным стал,

Увеличил.

2. Карт любитель, аппарат,

Он зовется.

3. Весь в вензелях,

с авалем,

но с протестом

Красавец___

в активе

занимает место…

4. На рубль – копейки, на доллары – центы,

Банк начисляет клиентам.

5. Рост доходов полюбив,

___ купив,

Раз в квартал стрижем купоны

И считаем миллионы.

6. Новостные все редакции

Призывают купить акции.

Я и так ___

И уже пенсионер.

7. В банке стартует рекламная акция:

«Деньги во вкладе спасем от ___»

8. Акция у нас простая,

Вся такая именная,

И она один раз в год

___ принесет.

Правильный ответ: пролонгация

1. Банк большим, солидным стал,

Увеличил КАПИТАЛ.

2. Карт любитель, аппарат,

Он зовется БАНКОМАТ.

3. Весь в вензелях,

с авалем,

но с протестом

Красавец-ВЕКСЕЛЬ

в активе

занимает место…

4. На рубль – копейки, на доллары – центы,

Банк начисляет клиентам ПРОЦЕНТЫ.

5. Рост доходов полюбив,

ОБЛИГАЦИИ купив,

Раз в квартал стрижем купоны

И считаем миллионы.

6. Новостные все редакции

Призывают купить акции.

Я и так АКЦИОНЕР

И уже пенсионер.

7. В банке стартует рекламная акция:

«Деньги во вкладе спасем от ИНФЛЯЦИИ»

8. Акция у нас простая,

Вся такая именная,

И она один раз в год

ДИВИДЕНДЫ принесет.

8. Каким из этих банкнот установлены памятники в городах России?

II полугодие

1. Отметьте налоги, которые обязано уплачивать физическое лицо в случае возникновения обязательства. Выберете 4 варианта ответа

1) Налог на доходы физических лиц

2) Водный налог

3) Транспортный налог

4) Налог на добычу полезных ископаемых

5) Налог на добавленную стоимость

6) Налог на имущество

2. Назначение бизнес-плана состоит в следующем :

1) верны все варианты

2) изучить перспективы развития будущего ранка сбыта

3) обнаружить возможные опасности;

4) определить критерии и показатели оценки бизнеса

5) оценить затраты для изготовления и сбыта продукции

3. Укажите, что является главным в определении маркетинга :

а) снижение издержек производства;

б) повышение качества жизни;

в) удовлетворение потребностей потребителя;

г) сбыт товара.

4. Вспомните произведения и ответьте, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?

- На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

Один паренё к пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком;

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова даёт молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

5. Блиц - турнир

1) Как образно говорят о невысоких доходах?

а) Скромные; б) Застенчивые; в) Стыдливые; г) Нерешительные.

2) Кто, согласно пословице, платит дважды?

а) Добрый; б) Щедрый; в) Скупой; г) Забывчивый.

3)Каким эпитетом награждают высокие цены?

а) Баснословные; б) Анекдотичные; в) Поэтические; г) Былинные.

4) Закончите народную мудрость: «Кто ругает товар, хочет его …

а) Купить; б) Продать; в) Выбросить; г) Красиво упаковать.

5) Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.».

а) Закупает; б) Съедает; в) Хвалит; г) Доставляет.

6) Что рождает спрос?

а) Слово; б) Предложение; в) Фразу; г) Абзац.

7) Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?

а) Сдачу; б) Офис; в) Баланс; г) Экзамены.

8) Что дешевеет во время инфляции?

а) Хлеб; б) Электричество; в) Нефть; г) Деньги.

9) От какого латинского глагола происходит слово «реклама»?

а) Выкрикивать; б) Навязывать; в) Обманывать; г) Завлекать.

10) В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

а) Двигатель; б) Зажигание; в) Тормоз; г) Глушитель.

11) Что присваивают каждому российскому налогоплательщику?

а) Псевдоним; б) Пароль; в) Индивидуальный номер; г) Штрих-код.

12) Как в России называлась одна из старинных экономических профессии?

а) Тамбовщик; б) Саратовщик; в) Псковщик; г) Ростовщик.

13) Какую деталь одежды очень не любят все банкиры?

а) Галстук; б) Чулок; в) Шарф; г) Фартук.

(Ведь именно там хранят деньги те, кто не идёт к ним в банк.)

14) Как называют человека, принимающего на себя обязательство перед кредитором за исполнение должником своего обязательства?

а) Поручик; б) Поручитель; в) Поручень; г) Порученец.

15) Из чего, согласно пословице, делают деньги предприимчивые люди?

а) Из пыли; б) Из воды; в) Из воздуха; г) Из природного газа.

16) Как называется место продажи новогодних ёлок?

а) Зелёный рынок; б) Ёлочный базар; в) Колючий аукцион; г) Хвойный супермаркет.

6. Деловая игра «Я – предприниматель»

- придумать название фирмы;

- описать деятельность фирмы;

- распределить должностные обязанности;

- изготовить рекламу;

Мониторинг развития

(кружок «Юные бизнесмены и предприниматели»)

Критерии базовых учебных действий

3-4-х классов

Личностные учебные действия

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

• развитие умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• развитие чувства справедливости, ответственности.

Коммуникативные учебные действия

• донести свою позицию до других;

• умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

• умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Регулятивные учебные действия

• умение учиться и способность к организации своей деятельности;

• умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно;

• умение составлять план и определять последовательность действий;

• умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• умение владеть способами саморегуляции как способностью к волевому усилию и преодолению препятствий;

• умение выполнять самооценку результатов своей работы.

Познавательные учебные действия

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• проводить сравнение и классификацию объектов;

• понимать и принимать полученную информацию при выполнении заданий;

• использовать приобретённые знания для объяснения понятий, процессов, а также для оценки количественных отношений.

Для оценки формирования каждого действия используется следующая система:

0 - баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 - балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при

необходимости требуется оказание помощи;

2 - балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4- балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5- баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Оценка уровня динамики.

0 баллов - динамика отсутствует;

1 балл - минимальный уровень;

2 балла - средний уровень;

3балла - высокий уровень.

Выводы.

Оценка уровня сформированности достижений обучающегося не является самоцелью. Такая диагностика направлена на выявление возможностей ребенка и планирование эффективных способов его дальнейшего образования.

2 раза в год проводится мониторинг уровня сформированности БУД обучающихся.

Результаты оценки заносятся в индивидуальную карту обучающегося (дневник наблюдений, что позволяет представить

картину динамики развития ребенка, но и отследить наличие

или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Юные бизнесмены и предприниматели» для учащихся 3–4 классов
Опубликовано: 30 января 2023 в 21:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД