Папки-передвижки

«Путешествие в весеннюю чащу леса». Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры

Ольга Савкина
«Путешествие в весеннюю чащу леса». Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры

Цель:

- ознакомление со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Весна», «Весенние приметы», расширять кругозор;

- закреплять правильное произношение звука [Ч];

- продолжать учить подбирать слова с заданным звуком;

- отрабатывать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове;

- упражнять в словообразовании и словоизменении.

Развивающие:

Публикация «„Путешествие в весеннюю чащу леса“, Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

- развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;

- продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;

- формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;

- создавать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательная:

Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: сундук; картинки и буквы, обозначающие их названия; приглашение; картинки с изображением разных эмоций; листья с картинками, в названии которых есть звук [Ч]; картинки с изображением птиц; «волшебный» кубик с положительными эмоциями; листья со слогами; бумажные птички; буква Ч; мольберт.

Ход занятия

1. Вводная часть

1.1. Упражнение «Подари хорошее настроение»

Логопед : - Доброе утро, ребята! Посмотрите, что у меня в руке? Это «волшебный» кубик с разными положительными эмоциями. Мы будем по кругу бросать этот кубик и, глядя на картинку, передавать эмоциональное состояние своему соседу.

Основная часть

Логопед : - Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Он лежит в этом сундучке.

- Это приглашение. А от кого оно, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … (Грач)

Дети: - Это грач.

Логопед : - Правильно. Грач – птица, которая приносит на крыльях весну. Грач – очень красивая, статная и умная перелетная птица. Так как грач перелетает с места на место, он многое видит и все знает, что нас с вами окружает. Он прислал нам приглашение. А куда же он нас приглашает, мы сейчас узнаем. Я буду доставать из нашего сундучка картинки. Мы должны с вами назвать эти картинки и определить первые звуки в их названии. Все звуки на письме превращаются в буквы. Из букв мы с вами составим слово и прочитаем.

Детям демонстрируются картинки: часы, аист, щука, арбуз.

- Куда же нас приглашает грач?

Дети: - В чащу.

Логопед : - Прочитаем, что он пишет.

Ребенок: - Дорогие ребята, сегодня замечательная весенняя погода. Я хочу вас пригласить на прогулку в лесную чащу.

Логопед : - Ребята, вы хотите туда отправиться?

- Произнесите слово «чаща». Какой звук вы слышите в начале слова?

Дети: - Звук [Ч].

Логопед : - С этим звуком мы сегодня и познакомимся. А также, узнаем, какой буквой на письме он обозначается. Возьмите в руки зеркала. Давайте произнесем звук [Ч], чтобы понять, как он образуется. А затем дадим этому звуку характеристику. Когда мы его произносим, воздушная струя выходит свободно? Или ей что-нибудь мешает?

Дети: - Мешают наши верхние бугорки (альвеолы, верхние передние зубы и язык.

Логопед : - Правильно, они являются преградой для выдыхаемой воздушной струи, через них воздух не проходит свободно. Значит это какой звук?

Дети: - Согласный.

Логопед : - Правильно.

- А теперь, положите свою ладошку на горлышко и произнесите этот звук еще раз. Что вы можете сказать? Молчит ваше горлышко, или дрожит при произнесении звука [Ч]?

Дети: - Молчит.

Логопед : - Правильно. А что это значит? Какой это согласный звук?

Дети: - Глухой.

Логопед : - Правильно.

- Звук [Ч] – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначать его будем зеленым цветом.

- Этот звук живет в домике – это буква Ч. Посмотрите на нее. (Выставляется печатная буква на доске). Что она вам напоминает? (чайник с носиком, цифра «4» и т. д.) Давайте ее напишем правым указательным пальцем в воздухе, а затем на столе, выложим ее из пуговиц. Она состоит из 2-х элементов.

Звучит красивая музыка.

Логопед : - Ребята, а теперь произнесем с вами волшебные слова.

- Глазки закрываем, про себя считаем: раз, два – повернись, в чаще леса окажись! Ах, как тут красиво!

Логопед выставляет игрушечного грача (картинка).

Логопед : - Ребята, а вот и черный грач. Он проведет сегодняшнюю экскурсию по чаще и покажет много нового и интересного.

Логопед : - Ребята, выделите последний звук в названии этой птицы.

Дети: - Это звук [Ч].

Логопед : - Грач хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук».

Он будет называть ряд звуков, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [Ч], затем ряд слогов, а затем слов.

Логопед : - Молодцы. Вы были очень внимательные.

Логопед : - Ребята, у нас необычная прогулка по чаще леса – вы проявите в ней свою смекалку и находчивость. Вы к этому готовы? Тогда получите от грача с весенней чащи по листочку (на листочках изображены картинки, в названии которых есть звук [Ч]).

Логопед на доске располагает три звуковые схемы с тремя окошками для определения места звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Логопед : - Ребята! Расположите ваши молоденькие весенние листья с картинками к соответствующим звуковым схемам, если звук [Ч] вы слышите в начале слова, значит, прикрепите его к первой схеме.

Ч

Если звук [Ч] слышите в середине слова, то ко второй схеме.

Ч

Если звук [Ч] слышите в конце слова, то к третьей схеме.

Ч

Игра «Чего не хватает?»

Логопед : - Ребята, грач приготовил для вас загадки. Когда вы отгадаете загадку, сразу появится картинка с ответом.

1-я загадка:

Кто над пастбищем летает

Беспокойно и крикливо,

Незнакомого встречая

Очень громким «чьи-вы», «чьи-вы»? (Чибис.)

2-я загадка:

Кочующий пернатый,

Окрас зеленоватый.

Средь хвои обитает,

К ольхе по корм летает.

Ну, что же ты молчишь?

Лесной певец то … (Чиж.)

3-я загадка:

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей.)

Логопед : - Ребята, как можно назвать одним словом: чибис, чиж, соловей (дикие птицы).

- Ребята, а теперь закройте глаза и что-то на доске исчезнет. Потом вы откроете глаза и попробуете догадаться, чего недостает. Будьте внимательны.

Ребята: - Не стало соловья.

Логопед : - Правильно. Молодцы! А как вы думаете, почему его не стало среди этих птиц?

Дети: - Он лишний. В названии этой птицы нет звука [Ч], а в остальных названиях есть (чибис, чиж).

Логопед : - Правильно.

- Продолжаем нашу прогулку по лесной чаще.

- Ребята, грач просит нас о помощи. Перед нами появилась преграда - лежат какие-то разбросанные ветки с листочками, мешают нам пройти. Это не простые веточки, на них листочки со слогами. Чтобы пройти тропинку, нужно придумать слова со слогами:

Ча (Чайник, чашка, туча, куча, кочан и т. д.)

Чи (Чижик, чипсы, учитель, очи, ночи, тучи, Сочи, грачи и т. д.)

Че (Чемодан, чердак, качели, чемпион и т. д.)

Чу (Чушь, качу, лечу, чукча, чулан и т. д.)

Дети выполняют задания.

Логопед : - Молодцы, ребята! Справились с заданием, теперь нам ничего не мешает идти дальше.

Игра «Говорим чисто»

Дети идут по лесу, проговаривая чистоговорки:

Ач-ач-ач – шел по лесу черный грач.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Ча-ча-ча – набежала туча.

Чи-чи-чи – налетели черные грачи.

Чу-чу-чу – по лесу бродить хочу.

Игра «Отгадай весеннюю примету»

Логопед : - Ребята, грач еще приготовил для вас загадки о весне.

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим,

Рассказать друзьям хотим,

Что весенние деньки

Очень любят … (ручейки).

Замерли густые ели,

Слушают, как с пышных лап

Капли падают: кап, кап.

Узнаете звук … (капели?

Я косматая, большая,

По небу медленно ползу

И веду с собой грозу. (Туча.)

Логопед : - Ребята, как можно назвать одним словом: ручейки, капели, туча? (Природные явления.)

- В какое время года происходят такие природные явления? (Весной.)

- Значит, это, какие приметы? (Весенние приметы.)

Физкультминутка «Мы в лесу»

Инструкция логопеда Выполняемые движения

Руки подняли и покачали Качаем поднятыми вверх руками.

Это деревья в лесу. Плавно опускаем руки вниз.

Руки нагнули, кисти встряхнули - Встряхивание кистей рук.

Ветер сбивает росу. Машем руками перед собой.

В стороны руки, плавно помашем Руки в стороны.

Это к нам птицы летят. Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.

Как они сядут, тоже покажем, Приседания.

Крылья сложили назад. Встали, спрятали руки за спину.

Дыхательная гимнастика «Птичий полет»

Логопед : - Ребята, весной с юга возвращаются перелетные птицы. Первые прилетают грачи, затем скворцы, журавли, ласточки и др.

Логопед : - Давайте с вами устроим птичий полет. Каждый из вас возьмет по одной птичке и подует на нее со своей ладони. Мы увидим, у кого птичка улетит далеко.

Игра «Исправь ошибку»

Логопед : - Ребята, черный грач приготовил для вас последнее задание, оно самое сложное. Весна - Красна прислала ему письмо, где просит его исправить допущенные ошибки. Ему очень трудно справиться с этим заданием. Давайте ему поможем.

- Весной медведи спят в берлогах и сосут лапу.

- Весной с деревьев опадают желтые листья.

- Весной в лесу появляются подснежники.

- Весной люди ходят в лес собирать грибы и ягоды.

Логопед : - Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, которые для вас приготовил черный грач. А теперь наша прогулка подошла к концу. Пришло время возвращаться в детский сад.

Раз, два – повернись,

В детсаду окажись!

Итог занятия :

Логопед : - Ребята! Вам понравилась наша прогулка? Что вам понравилось больше всего? Кто пригласил нас на эту прогулку? С каким новым звуком мы познакомились? Дайте ему характеристику. Какой буквой на письме этот звук обозначается?

Публикации по теме:

Целевая экологическая прогулка с элементами сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Весёлые Смешарики»Целевая экологическая прогулка с элементами сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Весёлые Смешарики» Цель: расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы. Задачи: -Создать детям радостное и весёлое.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка на рыбалку» для детей подготовительной группы Конспект проведения сюжетно-ролевой игры по теме: «Поездка на рыбалку» для детей в подготовительной группе. Тема игры: «Поездка на рыбалку».

Конспект открытого познавательного занятия с элементами сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе Путешествие в прошло Конспект открытого познавательного занятия с элементами сюжетно- ролевой игры в подготовительной группе "Путешествие в прошлое» Задачи:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья» с детьми подготовительной группы дошкольного возраста Задачи: 1. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей-специалистов (терапевта, окулиста,.

Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 «Терем – теремок» Конспект сюжетно-ролевой игры в.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы едем в цирк» для детей подготовительной группыКонспект сюжетно-ролевой игры «Мы едем в цирк» для детей подготовительной группы Задачи: Познавательное развитие Закрепить у детей представления о цирке, о цирковых профессиях артистов различных жанров (конферансье, жонглёр,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос» для детей старшей группы Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский.

Положение о конкурсе «В мире сюжетно-ролевой игры» (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре)Положение о конкурсе «В мире сюжетно-ролевой игры» (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре) ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ «В МИРЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ» (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Создание условий.

Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества с детьми второй младшей группы «День рождения куклы Маши» Вид: краткосрочный (пять дней) Тип: сюжетно - ролевой Участники проекта: дети 3-4 лет (вторая младшая группа, воспитатель Проблема: развития.

«Путешествие в парк» — логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры Цель: - ознакомление со звуком [П] и буквой П. Задачи: Образовательные: - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Парк»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в весеннюю чащу леса». Логопедическое занятие для подготовительной группы с элементами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 10 января 2018 в 16:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД