Наталия Сокольникова
Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»
▼ Скачать
Программное содержание:
Развивающие: развивать общую моторику рук; коммуникативные навыки; познавательную активность; развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально-волевую сферу детей, логическое мышление, память.
Обучающие: уточнить знания детей о зимнем времени года, расширить представление о характерных сезонных явлениях неживой природы (снег, иней, морозные узоры на окне); формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Публикация «Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ „Путешествие с Водяным“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе; чуткость, отзывчивость, стремление делать добрые поступки; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа :
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
• Знакомство с круговоротом воды в природе
Материал и оборудование:
Магнитофон, кассета с записью шума воды, картинка с изображением Водяного, коробка. Стакан с чистой водой, мяч, картинки с изображением времен года, 4 обруча разного цвета, Д/и «Где спряталась капелька», Д/и «Путешествие капельки», схема «Круговорот воды в природе», указка, интерактивный экран, фотография с изображением Земли, удочки, игрушечные рыбки, таз с водой, картонная рыбка, масло растительное, пипетка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
Дети встают около воспитателя. На столе стоит стакан с водой.
Воспитатель: А теперь, послушайте внимательно загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
(Воспитатель достает стакан с чистой водой)
- Правильно отгадали. Это загадка про воду. Это она умеет превращаться и в снег, и в туман, и в лед, и в иней, и в пар, как настоящая волшебница.
(1слайд - снег, туман, лед, иней, кружка с паром).
Воспитатель:
- У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
В водном царстве очутитесь
музыка воды (диск «Звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию»)
(2 слайд – вода)
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла у двери волшебную коробку, а в ней письмо, вот послушайте:
«Помогите мне, пожалуйста, дети. Холодный северный ветер налетел, волны поднял, и разлетелись капельки в разные стороны, замерзли. Соберите их, пожалуйста. Если будет трудно, позовите Капитошку – он мой друг, он вам поможет»».
Да здесь и фотография есть, интересно, кто же это просит нас о помощи?
(3 слайд – водяной и ветер)
- Узнали? Это кто? (водяной)
- Как вы догадались?
Дети: Он живет в воде, у него есть хвост, на голове водоросли.
Воспитатель:
- Правильно, в лесу живет леший, а в воде (водяной). Посмотрите внимательно: мне кажется, он очень грустный. Давайте поможем ему, ребята. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.
1 задание: (Словесная игра «Снежок»)
Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте:
- Летом идет дождь, а зимой (снег)
- Летом бывают лужи, а зимой (сугробы)
- Дождь летом теплый, а снег зимой (холодный)
- Летом тучи с дождем, а зимой (со снегом)
- Летом окна чистые, а зимой (бывают с узорами)
- Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней,
- Летом на реке купаются, а зимой (катаются, рыбу ловят,
-На морозе вода замерзает, а в тепле (оттаивает)
Воспитатель:
-С первым заданием вы справились, и у Водяного появилась первая капелька (4 слайд – водяной с капелькой).
2 задание («Отгадай загадку»)
Что за звездочки сквозные
На пальто, на рукаве.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинки)
(5 слайд – снежинки)
Воспитатель:
-Капельки мороз превратил в снежинки. Посмотрите, ветер и к нам прилетел, снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые (Дидактическая игра с бумажными снежинками)
Дети ищут, но не находят. Посмотрите, Капитошка нам хочет помочь
(6 слайд – Капитошка, снежинки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли двух одиниковых снежинок? (Ответы детей). Тогда я открою вам секрет: оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
- У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у нас под ногами, а мы слышим, как скрипит снег.
- А вот капельки все одинаковые, поэтому и говорят «Похожи, как две капли воды» (7слайд – близнецы).
- Что будет со снегом в теплом помещении? (он растает и превратится в воду)
-Вот как ветер спрятал капельки хорошо, да мороз ему помог. Но мы их все равно нашли (8 слайд – водяной с капельками).
Воспитатель:
- Рассердился ветер, что мы так хорошо капельки находим, надул туч лохматых, на деревьях иней развесил (9 слайд – иней на деревьях, на окнах узоры сказочные нарисовал, а мороз ему во всем помогает, холода добавляет (10слайд – морозные узоры).
Воспитатель:
-Как вы думаете, не спрятал ли ветер и тут капельки воды?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
- В воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они превращаются в иней – снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый воздух через мелкие щелочки проходит, оседает на стекле, превращается в кристаллики льда – так получаются морозные узоры.
Воспитатель:
- Приготовьтесь, следующее задание может быть очень трудным.
3 задание:
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем отгадать, где же прячутся капельки (Дидактическая игра «Где спрятались капельки?»)
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды : водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где нам капельку искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где же капельку искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. Мы с вами были внимательными и нашли капельки.
Молодцы, ребята, посмотрите, у водяного добавилась еще одна капелька.
(11 слайд водяной с тремя капельками)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, оказывается, капелька очень любит путешествовать. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, и я вам сейчас расскажу сказку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».
Понравилась вам сказка? Ребята, а вы знаете, как называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе)
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать, как путешествует капелька в природе?
Дети: когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: Будьте внимательны, следующее задание:
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло (лед на реке)
(12 слайд – река зимой)
Воспитатель: Зимой на реке лед, лед - это твердая вода. Если мы лед принесем в группу, что будет? (растает)
- А где же плавают зимой рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода не промерзает полностью)
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыболов». Нужно поймать рыбку, назвать её и определить, где она живет в реке или в море.
Развивающая игра «Рыболов».
Воспитатель: дети эта рыба живая или нет, а почему?
А что нужно рыбам для жизни?
Воспитатель:
- А я знаю бумажную рыбку, которая плавает, как живая.
- Воспитатель показывает фокус «Живая рыбка» (рыбка из картона с отверстием в середине, растительное масло, пипетка).
Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет вперед.
Воспитатель:
Посмотрите на водяного, у него еще две капельки добавилось
(13 слайд – водяной с капельками)
Воспитатель:
- Пора нам немножко отдохнуть.
Что делал зимой, дай дружок мне ответ. Слушай внимательно, отвечай «Да» или «Нет» : (Словесная игра «Отвечалки»)
• В снежки играли вы с друзьями?
• Грибы по лесу собирали?
• С горки на санках катались?
• В деревне в речке купались?
• По лесу на лыжах бродили?
• А много цветов находили?
• В саду своем грядки копали?
• А с Дедом Морозом плясали?
• Друзья не устали еще отвечать?
• А через год зиму ждете опять?
- Ребята, посмотрите, сколько капелек у Водяного. Мне кажется, мы собрали их всех.
(14 слайд водяной и 5 капелек)
Воспитатель:
И на нашей планете Земля тоже много воды. Посмотрите на фотографию Земли из космоса (15 слайд фотография Земли).
Синий цвет – это вода на нашей планете. Ее много, но чистой пресной воды, пригодной для жизни очень мало.
Вода – это чудо природы,
И нам без воды не прожить,
Вода – достоянье народа,
Водой мы должны дорожить
А вы знаете, как надо беречь воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Не забывайте выключать кран, берегите воду.
Ребята, посмотрите на ветер, он стих
(16 слайд – добрый ветер, Водяной с капельками).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершили очень добрый, хороший поступок. Какой, кто ответит? Правильно, Вы помогли Водяному, хорошо справились со всеми заданиями. У него снова большое озеро, много воды. Наступит весна, солнышко начнет припекать, все капельки проснуться, и северный ветер им будет не страшен. Скажите, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? А какое задание было самое трудное?
Ну, что ж, нам пора нам возвращаться в детский сад:
Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты, мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
В детском саду очутитесь
Спасибо, с вами приятно было путешествовать. А на память о нашем путешествии я подарю вам вот такие сладкие капельки.