Папки-передвижки

Психолого-педагогические особенности адаптации

Брагазина Мария
Психолого-педагогические особенности адаптации

Одной из основных задач возрастной психологии и дошкольного образования на современном этапе является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирование его жизненной компетентности, развития у него ценностного отношения к миру и к себе. Базовый компонент дошкольного образования в настоящее время- приоритет развития дошкольника как личности, воспитание у него основ активной позиции, стремление реализовать свой природный потенциал, определиться со своими предпочтениями и интересами.

Публикация «Психолого-педагогические особенности адаптации» размещена в разделах

Психолого-педагогические особенности ребенка оказывают воздействие на адаптационный процесс. Дети в этот период отличаются интенсивным психическими развитием. Происходят изменения, связанные с разными сферами, начиная с психофизиологической и заканчивая формированием личности ребенка.

В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими.

У детей происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, поэтому дети отличаются эмоциональностью и возбудимостью. Познание окружающего мира через систему ощущений и восприятий. В этот период дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Главной особенностью детей в этот период является развитие произвольного внимания, а также формирование воображения, которое имеет непосредственную связь с речью ребенка. Дети учатся беспрепятственно анализировать различные пространственные формы и ситуации. Конечно, результаты, получаемые в процессе деятельности, не всегда имеют положительную окраску, но дети стараются безошибочно расчленять пространственные образы, при этом акцентируя внимание не только на отражении предметов, расположенных в том или ином пространстве, но и на их взаимном расположении относительного друг друга.

В период адаптации происходит полноценное развитие и формирование различных форм образного мышления, поэтому можно отметить интенсивное развитие познавательных процессов у детей, выражающийся в формировании новых умений, навыков, которые, в большей, степени направлены на изучение окружающей среды, анализу ее свойств.

Дети накапливают опыт практических действий, происходит развитие восприятия памяти, воображения, дети становятся более уверенными в своих силах, что также отражается на их уровне самооценки, без которой невозможно достичь конечного положительного результата в рамках адаптации к ДОО. В этот период больше внимание уделяется постановке более сложных целей и задач, которые ребенок должен достичь самостоятельно, опираясь на свои способности.

Еще одной характерной особенностью детей в период адаптации выступает тесная связь психического развития ребенка с его практической деятельностью.

В раннем возрасте ребенок открывает для себя мир предметов и их назначение как достижениям человеческой материальной и духовной культуры – за счет функционирования ведущей деятельности данного возраста – предметно-манипулятивной.

Мощным механизмом научения ребенка раннего возраста является подражание, которое лежит в основе двигательного и умственного развития ребенка раннего возраста и обеспечивает развитие психики ребенка раннего возраста:

- изучение предметов и их функционального назначения;

- усвоения общественных форм и норм поведения;

- выработка навыков самообслуживания;

- формирование полоролевой поведения.

Ранний период – это стадия сенситивности ребенка к развитию речи и других психических процессов, это первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет огромное влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразными видами деятельности.

В раннем возрасте складываются важные предпосылки для формирования личности. До 3 лет ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него возникают начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, позиция "Я сам". Развитие самосознания тесно связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Также развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. К концу раннего возраста у детей формируется ситуативно-деловое и ситуативно-познавательное общение, меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается в стремлении к автономии и сопоставления своих желаний с желанием и требованиям взрослых.

Общение с взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая самооценка детей в это время зависит от оценки взрослого. В этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности.

В раннем возрасте продолжается интенсивное физическое развитие ребенка, но темпы его замедляются. Наблюдается ряд физиологических признаков, большинство из которых имеет благоприятный характер для психического развития детей раннего возраста: концентрация возбуждения и торможения - способность к сосредоточению внимания преобладание возбуждения над торможением - импульсивность поведения.

От рождения до завершения раннего возраста в жизни ребенка появляется новая система общения - с ровесниками, для которой характерна последовательная динамика:

- восприятие ребенком другого ребенка как игрушки (6-12 месяц);

- проявление интереса к ровесникам как к равным (1 - 1,5 года);

- параллельное выполнение предметных действий (1, 5 -3 года);

- взаимодействие в рамках сюжетно-ролевой игры (после 3-х лет).

Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновения у детей сложных эмоций является взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер их психологического развития.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Дети постепенно начинают полноценно осознавать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми.

В этот период у ребенка активно сформируется речевое общение, познавательная активность. Именно в это период ребенок должен обладать этическими представлениями, которые служат основной для развития духовно-нравственной сферы, которая в дальнейшем выступает базой для формирования уже вполне зрелых нравственных чувств и убеждений. Нравственные инстанции порождают у ребенка нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач, а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речи.

Значительно шире становится сфера стимулов, вызывающих эмоции ребенка, быстрее налаживается игровой эмоциональный контакт. Дети уже могут проявлять сострадание, жалость к другому при условии стимуляции взрослого. Под влиянием отношений с взрослым развиваются социальные эмоции ребенка, проявляется эмпатия к другим людям. Важную роль в развитии эмоций ребенка раннего возраста играют слова-оценки взрослых, они формируют будущую самооценку ребенка.

Общаясь с взрослым или играя с ровесниками, ребенок раннего возраста локализует свои телесные и психические состояния в самом себе, отделяя «Я» от «не Я». Постепенно складывается его представление о себе, возникают зачатки самосознания: ребенок уже хорошо узнает себя в зеркале, на фото. Вместо высказываний о себе в третьем лице и как бы со стороны, она все чаще употребляет местоимение «Я».

Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста определяется активизацией общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение с взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние,но может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника. Общаясь с ровесниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства.

Среди ряда причин, вызывающих трудности в адаптационном периоде, исследователи отмечают некоторые особенности детей раннего возраста. Резкая смена образа жизни одновременно с медленной работоспособностью нервной системы детей раннего возраста невосприимчивой к нервному напряжению, которое вызывает состояние психического стресса не способствует адаптации. Маленький ребенок болезненно переживает разрыв прочных связей с близкими взрослыми.

Совместно с эмоциональными расстройствами в период адаптации наблюдается снижение языковой и игровой активности детей, что обусловлено определенными причинами. Раннему возрасту присущи процессы овладения речью, стремлением к активным действиям с игрушками и предметами, что требует от каждого ребенка нервного напряжения. Обычно в типовых условиях у малышей возникают радостные переживания. В то же время негативные изменения в эмоциональном состоянии выступают препятствиями для естественного проявления речевой и игровой активности детей: тормозится функция речи, ослабевает интерес к игровому материалу и действиям с ним. Кроме этого, у большинства детей в период адаптации наблюдается нарушение сна, снижение аппетита, что приводит к потере веса. Обычно, указанные расстройства негативно сказываются и на состоянии иммунной системы.

Таким образом, в период адаптации к ДОО имеют свои психолого-педагогические особенности, которые выступают основой дальнейшего развития и формирования новых знаний и представлений. В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими. Дети в этот период склонны к формированию и достижению целей, что отражается на становлении их как личности со своими особенностями, знаниями, навыками и умениями. Это влияет на дальнейшее становление внутренней позиции ребенка, его мотивационной сферы, которая необходима и выступает фактором активизации ребенка к достижению новых целей и задач. Характеризуя психолого-педагогические особенности адаптации детей к ДОО, мы пришли к выводу, что в раннем детстве отмечается бурное развитие всех психических сфер ребенка : общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности адаптации
Опубликовано: 1 мая 2022 в 20:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД