Получи документы

Психологические особенности гендерного воспитания в ДОУ

Ирина Долгих
Психологические особенности гендерного воспитания в ДОУ

Постоянно изменяющиеся условия жизни общества, модернизация системы образования влекут за собой необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для социализации детей в качестве представителей определенного пола. Преобразования, происходящие в современном российском обществе, наталкивают на необходимость создания психолого-педагогических условий для полноценного развития девочек и мальчиков дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными гендерными особенностями, воспитания культуры взаимоотношений полов.

Публикация «Психологические особенности гендерного воспитания в ДОУ» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, гендерного самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры взаимоотношений у дошкольников зависит уверенность детей в себе, устойчивость ценностных установок и эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

Рассматривая социальные аспекты гендерного становления и развития детей в дошкольном возрасте, следует отметить, что при воспитании мужчины в мальчике, женщины в девочке необходимо использовать гендерный подход, который исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание нацелены на помощь им в социализации, важной составной частью которой является идентификация личности мальчика и девочки.

Однако использование гендерного подхода не подразумевает, что воспитание начал мужественности у мальчиков необходимо осуществлять изолированно от процесса воспитания начал женственности у девочек. Эти процессы должны быть взаимодополняющими и осуществляться в коллективных видах деятельности. Выбор наиболее эффективных средств формирования гендерного поведения обусловлен уровнем знаний педагогом особенностей биологических и социальных факторов, влияющих на развитие и формирование личности ребенка. Только в условиях целенаправленно организованной воспитательной работы можно сформировать полноценную личность, которая может реализоваться в обществе как носитель социально обусловленной половой роли и представитель определенного пола с соответствующим поведением.

Следовательно, важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков и девочек является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Внедрение гендерного подхода в образование требует от педагогов гендерной компетентности, под которой понимается динамическое образование личности, включающее представление о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской и мужской индивидуальности, «образе Я», знания гендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия, ценностное отношение к представителям обоих полов.

Воспитание детей в дошкольном учреждении с учетом их гендерных характеристик включает в себя привлекательность игрового материала и ролевых характеристик с целью привлечения детей к отражению социально приемлемых образов женского и мужского поведения в игре; достаточность и полнота игрушек, в которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщина - мать; наличие характеристик и маркеров игрового поля игры - «путешествия» - в котором мальчики имеют возможность отображать мужское поведение. Игра это очень важное место в жизни дошкольников, так как является доминирующим видом самостоятельной деятельности. Игра важна не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности.

Педагог несет ответственность за ежедневное участие в детских играх, в то время как педагог должен наблюдать за всеми играми, в которых каждый ребенок участвует по своему желанию, и играть с мальчиками и девочками по-разному. Кроме того, после объяснения родителям необходимости развивать детей в игровой деятельности, педагогический работник может пригласить их поучаствовать в детских играх, совмещая таким образом участие родителей и детей в ролевой игре.

Таким образом, можно сделать вывод, что гендерный подход в педагогике детского сада - это организация педагогического процесса с учетом гендерной идентичности, особенностей развития детей в процессе гендерной педагогики с учетом их ролевой социализации.

В целях позитивной социализации дошкольников необходимой и важной становится работа дошкольного образовательного учреждения и педагогов по оказанию им целенаправленной психолого-педагогической помощи в формировании представлений об особенностях гендерного поведения мужчин и женщин. Именно в этом возрасте родители, воспитатели и педагоги-психологи могут оказать значимое воздействие на формирование гендерной идентичности и поведения воспитанников.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности гендерного воспитания в ДОУ
Опубликовано: 17 августа 2022 в 20:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД