Папки-передвижки

Программа кружковой работы «Юные гении» с блоками Дьенеша в подготовительной группе

марина ванина
Программа кружковой работы «Юные гении» с блоками Дьенеша в подготовительной группе

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная записка

Публикация «Программа кружковой работы „Юные гении“ с блоками Дьенеша в подготовительной группе» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе-исследователь, экспериментатор с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего. Докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много нового для себя. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась. Несет в себе определенную умственную задачу. Которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Блоки Дьенеша являются международным математическим материалом и используются для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Цели и задачи программы :

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умения решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Задачи:

Образовательные: упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;

-уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

-закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие: развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;

-развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

-развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Воспитательные: воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

-поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Принципы, лежащие в основе программы :

-доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

-наглядность (наличие дидактических материалов);

-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка. Реализация творческих потребностей);

-научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);

-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий). Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным-работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащает словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку).

Организационно-методическое обеспечение программ.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, длительностью 25-30 минут. Численность детей в кружке-28 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6-7 лет. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: -объяснительно-иллюстрированный (воспринимают и усваивают готовую информацию) -репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) -частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) -исследовательский (самостоятельная творческая работа). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности; -фронтальный (одновременно со всей подгруппой) -индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) -групповой (работа в парах) -индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь: - «блоки Дьенеша» -1 коробка на 1 ребенка. – Схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша -1 на всех детей.

Литература:

1. О. Н. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. СПБ. ООО «Корвет» 2005 г.

2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи. СПБ. «Детство-пресс», 2010г.

3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. СПБ. «Детство-пресс», 2006г.

4. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. Математика до школы. СПБ «Детство-пресс», 2006г.

5. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М. «Просвещение». 2000г.

Перспективный план работы :

Октябрь

1.1 Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. Цель: вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними.

1.2 «Помоги Чебурашке»

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

1.3 «Знакомство с карточками- символами»

Цель: познакомить детей с карточками-символами. Научить детей читать знаки.

1.4 «Лабиринт»

Цель: учить детей читать знаки-символы; признаки геометрических фигур (цвет, размер, форма). Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное внимание.

Ноябрь

1.1 «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

1.2 «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

1.3 «Осень»

Цель: развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать. Закреплять знание о цвете, форме, размере. Упражнять в счете, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать внимание, память, речь.

1.4 «Равенство- неравенство»

Цель: развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство, неравенство между двумя группами предметов. Упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Декабрь

1.1 «С двумя обручами»

Цель: дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

1.2 «Разложи пропущенные фигуры»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

1.3 «Найди меня»

Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

1.4 «Поле чудес»

Цель: развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов.

Январь

1.2 «Вырастим цветы»

Цель: развивать творческое и пространственное воображение, логику. Развивать конструктивные способности. Упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знания цифр от 1 до 10. Упражнять в умении читать кодовое обозначение блоков.

1.3 «Волшебное дерево»

Цель: развивать представления о символическом изображении предметов, умение классифицировать блоки по трем признакам, выделять основные признаки. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.

1.5 «Олимпийские кольца»

Цель: упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.

Февраль

1.1 «Пирамида»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах. Развивать конструктивные умения, воображение, фантазию и творчество.

1.2 «Найди такую же фигуру»

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

1.3 «Улитка»

Цель: упражнять в умении классифицировать блоки по двум признакам : цвету и форме.

1.4 «Кроссворды с блоками или угадай, что получится»

Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое и описывать блоки с помощью кодов.

Март

1.1 Головоломка «Треугольник»

Цель: развивать умение составлять предмет из частей. Закреплять представление целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

1.2 «Волшебные ступеньки»

Цель: продолжать учить детей определять на ощупь геометрические фигуры. Структурную поверхность тел, количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять геометрические фигуры с помощью знаков, понятие «тяжелый-легкий», развитие мелкой моторики рук.

1.3 «В гостях у друзей»

Цель: закрепить понятия соотношения количества предметов с цифрой. Обозначающее это количество. Счет: количественный и порядковый, соседи числа, задачи на увеличение и уменьшение числа, составление изображений с помощью блоков.

1.4 «Домики»

Цель: закрепление с детьми ориентировки в пространстве, понятие «линия», «кривая», «прямая», «ломаная», количественный и порядковый счет на слух.

Апрель

1.1 «Математика в сказках»

Цель: учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду, развивать умение логически мыслить, выделять признаки предметов.

1.2 «Космическое путешествие»

Цель: закрепить счет в пределах 10 (прямой, обратный, состав числа. Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

1.3 «Сюрприз»

Цель: закрепить счет от 1 до 10. Формировать представления о смежных числах, развивать умение классифицировать. Решать логические и арифметические задачи.

1.4 «Чудесные кольца»

Цель: разнообразить занятия. Игры детей с логическими блоками, развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур.

Май

1.1 «Веселые приключения»

Цель: развивать логическое мышление. Умение различать геометрические фигуры по величине. Форме. Цвету, толщине. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

1.2 «Мы всезнайки»

Цель: развивать творческое воображение, логику, мышление. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Пользуясь планом. Закрепить счет в пределах 10, знание о свойствах геометрических фигур.

1.3 «К сказочным героям» (диагностическое занятие)

Цель: продолжать формировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться схемами. Закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Выявить динамику ФЭМП, познавательного интереса.

1.4 «Мы конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умение планировать действия, анализировать схему.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

НОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группеНОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП в форме логико - математической сюжетной игры в старшей группе. Тема: «Спасение Серой Шейки». Цель: развитие логического.

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада c использованием игр с блоками ДьенешаКонспект занятия по ФЭМП «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада c использованием игр с блоками Дьенеша Конспект занятия по ФЭМП по закреплению детьми свойств предметов «Волшебные ступеньки» в средней группе детского сада (с использованием.

Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме,.

Конспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группыКонспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группы Воспитатель коррекционной группы Кулагина С. В. Программные задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить выкладывать цепочку из блоков по.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Логико-математическая игра «Домино» с блоками ДьенешаЛогико-математическая игра «Домино» с блоками Дьенеша Логико — математическая игра «Домино» с блоками Дьенеша. Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, игровыми.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «Юные гении» с блоками Дьенеша в подготовительной группе
Опубликовано: 7 июля 2022 в 00:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД