МААМ-картинки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы

Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах

Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:

• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);

• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;

• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;

• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, следует соблюдать следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Структура индивидуального образовательного маршрута должна включать следующие компоненты:

• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?

• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?

• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?

• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?

• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?

Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:

Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат

Индивидуальный образовательный маршрут должен включать основные направления:

• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);

• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• познавательное развитие (развитие академических навыков).

В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Основные направления работы ПМПК следующие:

• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);

• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;

• гигиеническое нормирование нагрузок;

• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.

На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ. При этом необходимо учитывать следующее:

индивидуальный режим посещения ДОУ;

• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;

• нарушение коммуникативных навыков;

особенности моторного развития:

1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);

3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).

Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка – заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Приложение 1.

Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*

с ОВЗ и нежелательным поведением

(на месяц, полугодие, учебный год) :

Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание

Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.

Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю

1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.

2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»

2. Проектирование проблемных ситуаций.

3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме

Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.

Коррекция нежелательного поведения

Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме

Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Коррекция нежелательного поведения.

Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».

2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».

3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.

. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.

2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.

3. Консультирование родителей

Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.

2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.

Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.

Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.

2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.

Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. 1. Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.

2. Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.

3. Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.

2. Контроль на занятиях физкультурой.

3. Контроль уровня учебной нагрузки.

4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.

2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Публикации по теме:

Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы»Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Маршрут выходного дня "Путешествие паровозика Непоседы" Цель: Познакомить детей и их родителей с материально-техническим обеспечением и.

Карта индивидуального образовательного маршрута по музыке (младшая группа) КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.

Составление и реализация индивидуального образовательного маршрута В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Умение ребёнка читать и писать не являются показателями.

Отчёт по результатам индивидуального маршрута детей средней группы на конец 2015–2016 учебного года Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2016 года на конец года проводилась диагностика детей средней группы. В диагностике принимали.

Отчет по результатам индивидуального маршрута детей второй младшей группы на конец года .

Пример индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут на 2015-2016 уч. год ФИО ребенка Петров Иван_дата рождения 13.06.2012 год Группа 2 раннего возраста.

Проект «Взаимодействие с родителями по составлению и использованию индивидуального маршрута для одаренных детей» Актуальность: Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-личностному развитию Индивидуальный образовательный маршрут – Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.

Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Опубликовано: 27 октября 2016 в 20:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сунцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД