Получи документы

Проект «Времена года» по познавательному развитию (вторая младшая группа)

Татьяна Доценко
Проект «Времена года» по познавательному развитию (вторая младшая группа)

Информационно - практикоориентированный проект

«Времена года».

Автор проекта :

Доценко Т. А. -воспитатель МБДОУ № 8 «Зоряночка».

Целевая группа :

Проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.

В работе по проекту участвуют :

- дети от 3 до 4 лет;

- воспитатели;

Публикация «Проект „Времена года“ по познавательному развитию (вторая младшая группа)» размещена в разделах

- родители (законные представители) воспитанников.

Цель: Формирование у дошкольников начальных представлений о временах года.

Задачи:

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Актуальность проекта : В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Масштаб: группа детей от 3 до 4 лет (43 воспитанника).

Длительность проекта : Долгосрочный проект с июня 2019г. по май 2020 г.

Этапы реализации:

1 этап –организационно – диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап-обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

Условия необходимые для реализации проекта :

1. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления наглядных пособий.

2. Предметно-развивающая среда : Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».

3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.

Формы работы с детьми:

Беседы;

занятия;

рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;

заучивание стихов, пословиц, поговорок;

творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения;

конкурсы;

театрализованная деятельность;

сочинение рассказов и сказок о природе;

видеопросмотры.

Формы работы с родителями:

Наглядная пропаганда;

беседы и консультации;

дни открытых дверей;

круглый стол;

конкурсы.

Методы и приё мы:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют

желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

Предполагаемые результаты:

1. Сформированы начальные представления о природном мире.

2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.

3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми

4. Владение связной речью, как средством общения.

Ожидаемый результат:

1. Лучше научить замечать красоту родной природы.

2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.

3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.

4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят

полученные знания на практике.

План работы по проекту

«Осень разноцветная» : сентябрь – ноябрь.

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей

с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Сентябрь

Рисование (нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик».

Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад»,

Беседа: «Осень в гости к нам пришла».

Аппликация: «Осеннее дерево».

Д/ игра: «Что нам осень принесла».

П/ игра: «Листья»

Разучивание стихотворений об осени.

Консультация

«Витамины с грядки».

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени».

Октябрь

Экскурсия в осенний парк.

Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик».

Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».

Аппликация: «Дождик

дождик – кап, кап, кап».

П/ игра: «Солнышко и дождик».

Сбор гербария

Фото выставка

«Осень золотая».

Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».

Ноябрь

Животные

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картины: «Зайчиха с зайчатами».

Раскрашивание: «Морковка для зайчика».

П/ игра: «Зайка беленький….».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе».

Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью».

«Волшебница – зима» : декабрь – февраль.

Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Декабрь

Пришла зима

Беседа на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег».

Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/ и: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

П/ и: «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Работа детско- родительская на тему: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками».

Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.

Январь

Зимующие птицы

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

Чтение худ. литературы: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

П\ И: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек.

Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»

Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов ДОУ «Зоряночка» № 8.

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Февраль

Зимние забавы

Беседа: «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой:

«Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает».

П/ И: «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки», «Игра в снежки».

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница - зима».

Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?».

Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение в зале.

«Весна-красна» : март– апрель.

Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Март

Весна пришла

Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; за птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.

Чтение худ. литературы:

В. Берестов «Март». Рисование: «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки?».

П/ И: «В гости к нам весна пришла».

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд».

«Чем же занять ребенка на прогулке весной?».

Итоговое мероприятие: утренник, посвящённый 8 марта.

Апрель

Прилёт птиц

Словесно-речевые игра: «Что весной бывает».

Пальчиковая игра: «Возвращение птиц».

Д/ игра: «Перелётные птицы. П/ игра: «Птички, раз! Птички, два!».

Изготовление скворечника с ребёнком дома.

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!».

Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной».

Май

В мире животных и растений

Беседа: «Хорошо у нас в лесу».

Аппликация: «Весенний букет».

Д/ игра: «Чудесный мешочек», «Времена года».

Экспериментирование:

«Соберём водичку», «Тень».

Презентация: «Звери весной».

П/ И: «Скворечники», «У медведя во бору», «Через ручеёк».

Чтение художественной литературы о весне.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе».

Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года».

«Ах, лето» : июнь – август.

Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Срок реализации

Тема

Взаимодействие педагога

с детьми

Взаимодействие

родителей с детьми

Взаимодействие

педагога с семьёй

Июнь

«Здравствуй, Лето»

Дидактическая игра: «Что бывает летом?». Словесно-Речевая игра: «Лето к нам пришло».

Рисование: «Божья коровка».

Потешка: «Травка муравка».

Труд: полив цветов.

П/ и: «Солнышко и дождик».

Экскурсия в летний лес.

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!".

Июль

«Расцвело цветами

лето»

Беседа: «Цветы – краса земли».

Д/ игра: «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

Хороводная игра: «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».

Труд: полив цветов.

Раскрашивание раскрасок: «Цветы». Опыт: «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация «О летнем отдыхе детей».

Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.

Август

«Насекомые»

Д/ игра: «Кто летает, а кто ползает». Чтение худ. литературы: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха».

Лепка: «Бабочка».

Наблюдение: «Стрекоза, стрекозка».

П/ игра: «Пчелки и медведи».

Рассматривание насекомых.

Консультация «Если ребенка ужалила пчела».

Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето».

Литература:

1. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

2. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Статьи из журналов

1. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

3. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

4. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование вторая младшая группа (3–4 года) I полугодие Комплексно-тематическое планирование вторая младшая группа (3-4 года) I полугодиеСентябрь Тема недели 1. Мы пришли в детский сад. Наша группа.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

НОД по познавательному, речевому и сенсомоторному развитию «Лесные чудеса» (младшая группа) Цель: создание условий для формирования первоначального интереса к познанию, накоплению познавательного и чувственного опыта детей, их представлений.

Педагогический проект «Цветочный вальс» (вторая младшая группа)Педагогический проект «Цветочный вальс» (вторая младшая группа) Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность:с 1 марта по 30 мая Состав участников: группа Участники проекта:воспитатели,дети,родители.

Проект «Как на Масленой неделе»  (вторая младшая группа)Проект «Как на Масленой неделе»  (вторая младшая группа) Цель проекта: познакомить с русским народным праздником Масленицей с его обычаями и традициями. Задачи: - Формировать первоначальные.

Проект «Маленьким детям — большие права» (вторая младшая группа) Цель проекта: Формирование у детей основ правового сознания. Задачи: Познакомить детей с правом на имя, семью, жилье, отдых. Воспитывать.

Проект «Наши защитники Отечества» (вторая младшая группа)Проект «Наши защитники Отечества» (вторая младшая группа) Проект " Наши защитники Отечества" 2 младшая группа (краткосрочный) Длительность: 2 - 3 недели. Участники: воспитатель, дети 2 младшей.

Проект «Огород на окне» (вторая младшая группа)Проект «Огород на окне» (вторая младшая группа) Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников) ПРОБЛЕМА: Во время бесед с детьми,.

Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группаПроект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа .

Проект «В гостях у сказки «Теремок» (вторая младшая группа)Проект «В гостях у сказки «Теремок» (вторая младшая группа) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Времена года» по познавательному развитию (вторая младшая группа)
Опубликовано: 4 марта 2020 в 22:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД