МААМ-картинки

Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста

Татьяна Владимировна Трофимович
Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста

Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста.

Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие).

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка - Матрёшка -является

при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» Е. Флерина

Публикация «Проект „Матрёшка“ для детей раннего возраста» размещена в разделах

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Игрушка – Матрёшка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.

Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрёшка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве.

Тип проекта : познавательно-игровой.

Сроки реализации: краткосрочный (22.04.2024 -27.04.2024)

Участники проекта : воспитатель, дети раннего возраста, родители.

Цель проекта : воспитание интереса к русской народной игрушке – Матрёшке.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрёшками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

- заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

- приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы работы над проектом :

1 этап - Организационно-подготовительный

Подбор методической и художественной литературы по теме «Матрёшка»;

Изучение литературы;

Планирование работы;

Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

Составление конспектов, картотеки игр с матрёшкой, подбор иллюстраций для рассматривания.

2 этап – Практический.

Знакомство с русской народной игрушкой - матрёшкой;

Рассматривание иллюстраций - матрёшек;

Чтение потешек;

Проведение образовательной деятельности на тему «Матрёшка»;

Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрёшкой;

Ознакомление родителей с играми с матрёшкой, с памяткой «Как играть с матрешкой»

пальчиковая игра «Мы матрёшки, вот такие крошки»;

3 этап - Заключительный

Обобщение результатов работы;

Выставка детских творческих работ;

Оформление мини-музея «Чудеса из дерева»

Список использованной литературы:

1. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.

2. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. Найбауэр А. В. Куракина О. В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. -2е изд., испр. и доп. – М. :Мозаика-Синтез, 2021г. -336с.

Познавательное развитие:

Занятие по окружающему миру на тему: «Матрёшка – деревянная игрушка».

Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрёшке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрёшке.

Игра-занятие с дидактическим материалом «Матрёшка»

Цель: Побуждать выполнять действия с предметами, ориентируясь на величину. Продолжать знакомить с предметами различной величины и формы.

Материал: Двух-трехместная матрёшка (желательно использовать матрёшки разного стиля написания – загорская, семеновская, полховская, вятская).

Воспитатель приносить коробку с матрёшками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это матрёшки. Какие они разные, не похожие на друг друга! И в каждой из них сидит сестрица. Одна другой меньше. Возьмите по одной и рассмотрите. Воспитатель раздает матрёшки детям. Организуется самостоятельная деятельность детей. Воспитатель побуждает детей к обмену матрёшками между собой, чтобы все дети смогли познакомиться с разнообразием народной игрушки.

Танец «Цветочек».

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы. Стихотворение Л. Громова «Матрёшка»

Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрёшка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.

Занятие по речевому развитию «Народная игрушка – матрёшка».

Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.

Игровой сеанс «Матрёшка»

Рассматривание игрушки «Матрёшка»

Материал. Трехместная матрёшка, коробка, подушечки.

Воспитатель. Ребята, попробуйте отгадать, кто к нам сегодня в гости пришёл.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Это матрёшки. (приносит коробку). Матрёшки, наверное, спрятались в коробке? (открывает коробку). Вот матрёшка. Но она не одна. А где же её подружка? Кто знает? (ответы детей.) Её подружки спрятались в ней. Давайте посмотрим! (Достает матрёшек.) Вот они: одна, две, три. Три матрёшки! Эта-самая большая, эта – самая маленькая, а эта- средней величины. Матрёшки хотят спеть для вас песенку, давайте послушаем и потанцуем.

Звучит песня «Матрёшки» (сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слоновой). Воспитатель побуждает детей выполнять соответствующие движения.

Мы веселые матрёшки, (Дети наклоняют голову вправо-влево)

Ладушки, ладошки. (Хлопают в ладошки.)

На ногах у нас сапожки, (Топают ножками.)

Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладошки.)

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Украсим фартучек Матрёшке»

Цель: Учить детей рисовать узор в определеном месте (фартук, нетрадиционным методом «поролоновым тычком, развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом «тычок».

Музыкальная игра на деревянных ложках.

Цель: Развивать чувство ритма и моторику рук.

Дети сидят на стульчиках. Раздать детям деревянные ложки. Показать, как надо стучать ложками. Стучим громко, затем тихо и вовсе переслали стучать. Опять громко, потом тихо и прекратили совсем стучать. И так несколько раз.

Хоровод матрёшек :

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Продолжать знакомить малышей с русским народным творчеством, поддерживать интерес к народной игрушке – Матрёшке. Формировать умение детей двигаться, выполнять танцевальные движения, развивать чувство ритма. Доставить детям удовольствие и радость.

Физическое развитие:

Цель: Вызвать у детей интерес к занятиям физкультурой. Способствовать укреплению здоровья. Вызвать положительные эмоции у детей и интерес к русским обычаям.

Игра – соревнование «Кто больше соберёт матрёшек», Игра – ситуация «Большую матрёшку покатаем на большой машине, а маленькую матрёшку- на маленькой машине», «По дорожке» (к большой матрёшке мы идем по дорожке (массажный коврик, а к маленькой матрёшке идем по дорожке (фланелевый коврик со следочками).

Социально-коммуникативное развитие:

Цель: Сформировать у детей представление о русской народной игрушке. Развить творческие и познавательные способности, воображение, речь, внимание, мелкую моторику рук, умение украшать силуэт матрёшки.

Воспитать привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делать поклон головой, произносить приветствие отчетливо, бодро.

Игра – ситуация «Матрёшки в гостях у ребят» Ребята здороваются с гостями, приглашают попить чаю. Угощают гостей пирогами и ватрушками. Помогают украсить наряд матрёшки цветами. Дидактическая игра «Бусы»- для большой матрёшки дети собирают «бусы» из больших бусин, а для маленькой матрёшки собирают «бусы» из бусин поменьше по размеру.

Совместная деятельность с родителями.

• Консультация для родителей «В какие игры можно играть с матрёшками».

• Папка – передвижка «Игры с матрёшками. Для самых маленьких».

• Помощь в оформлении выставки «Матрёшки - крошки».

3 этап. Заключительный.

В результате проведенной работы было отмечено:

• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);

• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;

• на знакомство с разными видами матрёшек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;

• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети – родители.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Весёлая матрёшка»Дидактическая игра для детей раннего возраста «Весёлая матрёшка» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Весёлая матрёшка", матрёшки получились большие высотой 35 см, удобно малышам будет играть.

Фотоотчет о проведении познавательного занятия в группе раннего возраста «Здравствуй, русская Матрёшка!»Фотоотчет о проведении познавательного занятия в группе раннего возраста «Здравствуй, русская Матрёшка!» В рамках приобщения детей к культуре и традициям русского народа, в группе раннего возраста «Дельфинчики» прошло познавательное занятие.

Фотоотчёт «Проект «Пасха» для детей раннего возраста»Фотоотчёт «Проект «Пасха» для детей раннего возраста» Цель : Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста
Опубликовано: 22 мая 2024 в 11:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Матрёшка» для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Владимировна Трофимович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД