Лучший педагог года

Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»

Марина Гусляева
Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»

«Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»

Авторская педагогическая технология проектной деятельности \

Введение

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Публикация «Проект „Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

Сегодня насчитывается большое количество педагогических техноло-гий. Но меня заинтересовала именно технология проектной деятельности, так как она является одним из методов развивающего обучения, потому что в её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого мышления. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Использование проектной деятельности в своей педагогической деятель-ности позволило мне изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художе-ственного творчества детей дошкольного возраста»

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители

Срок реализации проекта: 9 месяцев

Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте.

В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

К сожалению, современная массовая «школа» еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов дизайна является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала по-средством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна.

Дидактические задачи:

- развивать у детей интерес к дизайн – творчеству;

- способствовать разностороннему развитию ребенка;

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;

- стимулировать развитие у ребенка способности к целеполаганию и мотивации своей деятельности;

- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения едино-мыслия по данной проблеме.

Методические задачи:

- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме;

- разработать диагностический инструментарий для выявления творческих способностей детей;

- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;

- разработать игровые упражнения и развивающие дидактические игры, активизирующие творческое воображение;

- разработать занятия с использованием элементов дизайн – деятельности;

- создать информационную среду в приемной комнате для просвещения родителей по теме проекта.

Методическое обоснование: Диагностическое обследование художест-венно- изобразительного творчества детей показало, что работы неинтересны, невыразительны, однотипны, у детей не развито воображение, фантазия.

В результате анализа ситуации возникло противоречие между: необходимостью совершенствования программы ДОУ с целью формирования творческой личности и недостаточностью внимания к этой проблеме.

Гипотеза: если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием элементов дизайна, то творческий потенциал детей будет развиваться наиболее эффективно.

Новизна проекта: детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Предлагаемые в проекте новые неклассические формы работы с детьми, их родителями в совокупности сформируют гармонично развитую, творческую личность.

Этапы проекта:

- подготовительный (изучение литературы по теме проекта, составление проекта: плана, диагностического материала; вводное исследование творческих способностей детей; презентация для родителей с целью знакомства с проектом);

- основной (реализация проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»);

- заключительный (итоговое исследование творческих способностей детей, анализ деятельности; обобщение результатов работы; беседа с родителями о результатах проекта)

Реализация основного этапа проекта осуществляется по двум разделам:

- художественная аранжировка;

- декоративно-прикладной дизайн;

и направлениям:

-работа с детьми;

-работа с родителями.

В осуществлении проекта использовались следующие формы работы с детьми: игровые занятия, экспериментирование, дидактические игры и упражнения, экскурсии, наблюдения, выставки, беседы, рассматривание, досуги, презентации.

А также формы работы с родителями: выпуск памяток и методических рекомендаций, библиотечка по теме проекта, публикация статей по теме проекта в сети интернет, школа дизайна для родителей, конкурсы совместного с детьми творчества, информирование через стенд в приемной комнате, мастер-классы, консультации.

Ожидаемые результаты:

- проявление устойчивого интереса к дизайн-творчеству, повышение творческой активности, инициативности и художественной самостоятельности;

- сформированность у детей способностей последовательно осуществлять свой замысел и умело обращаться с материалами и инструментами;

- умение создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать интерьер;

- установление тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями.

Для выявления динамики развития детей художественного творчества был проведен вступительный и заключительный мониторинг. Анализ результатов показал положительную динамику. У детей сформировался устойчивый интерес к дизайн-деятельности, появилась способность к целеполаганию и мотивации своей деятельности. Повысилась творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр, подарки для близких людей, благоустраивать интерьер.

Выводы: В результате проектной деятельности были выделены эффек-тивные способы решения данной проблемы, которые способствовали повыше-нию творческого потенциала детей.

Востребованность проекта: Материалы исследования были использованы при разработке программы дополнительного образования.

Результатом работы стало создание в ДОУ дополнительной услуги по дизайн-деятельности с целью развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

По данным исследования была написана программа дополнительного образования по дизайн-деятельности «Природа и фантазия», которая осуществляется в МБДОУ ЦРР - ДС №43 «Яблонька»

Данные исследования могут использоваться в других дошкольных образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 22:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД