Лучший педагог года

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Ксения Ларионова
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного образования.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения, связанные с ее модернизацией. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью. Система специального образования, охватывающее учащихся с особыми потребностями – инвалидов, претерпевает ныне серьезные изменения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой, – препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.

Публикация «Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России» размещена в разделах

В наши дни становится все более актуальной тенденция инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [3]. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 1)Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2) Каждый человек способен чувствовать и думать. 3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4) Все люди нуждаются друг в друге. 5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Все положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [1].

В России в настоящее время традиционной формой обучения детей- инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это связанно с тем, что рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья беден и не имеет достаточного финансирования [2]. Для обучения таких детей требуется решение целого ряда проблем, важной из которых, на наш взгляд, является усовершенствование системы образования. На данном этапе развития этой программы существуют явные недостатки в законодательной базе и в системе социальной поддержки.

Внедрение инклюзивного образования, судя по опыту, сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального свойства. Мы считаем, что можно выделить пять основные проблемы, которые возникают при внедрении данной технологии:

1) Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. 2) Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов). 3) Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова). 4) Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 5) Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений. [3].

Не смотря на все проблемы с которыми сталкивается развитие инклюзивного образования, мы считаем, что решение основных проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

Таким образом, можно говорить о том, что внедрения инклюзивного образования в систему российского образования встречает целый ряд преград, основной причиной которого является неготовность государства к внедрению людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Литература:

1. Конвенция ООН «О правах инвалидов», от 13 декабря 2006 года.

2. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей, М. : ВЛАДОС, 2006.

3. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование, 2010. № 1 С. 5-12

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности "Я рисую", рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения Каждый ребенок, каким бы он ни был - прежде всего уникальная личность, и, не смотря на особенности развития, он имеет равные с другими права.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 23:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД