Получи документы

Проблемы гендерного воспитания «Мальчики и девочки — два разных мира»

Токбаева Дана Муаедовна
Проблемы гендерного воспитания «Мальчики и девочки — два разных мира»

Пояснительная записка

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.

Публикация «Проблемы гендерного воспитания „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости. По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Игра – основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Формирование гендерной принадлежности раскрывается в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в области «Социально- коммуникативное развитие». Для воспитанников дошкольных учреждений недостаточно материала по данному направлению. Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно - образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Новизна темы кружка – заключается в разработке, апробировании и внедрении целостной модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель работы кружка - обеспечить условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДО.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

• формировать правильное отношение между мальчиками и девочками;

• создание соответствующей пространственно – развивающей, предметной и игровой среды в группе;

• создавать в группе условия для гендерной социализации личности ребенка;

• организовать систему мероприятий по взаимодействию ДО и семьи, обеспечивающие полноценную социализацию личности ребенка.

Дети посещающие кружок: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

Предполагаемый результат:

• устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек;

• создание партнерских отношений с детьми;

• повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагога.

Структура программы Кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В педагогическом процессе программа кружка вписывается в учебную, самостоятельную деятельность и режимные моменты детей, так как построена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование разобщенности между мальчиками и девочками, организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские).

Способы организации детей:

фронтальная,

групповая,

индивидуальная.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

Принципы гендерного воспитания детей :

принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую полуют дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Показатели полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

I этап: диагностика гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень:

имеет представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);

имеет адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;

наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры; наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;

наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности; постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень:

представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);

представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;

фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;

наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;

отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);

отсутствие представлений о различиях полов;

отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;

проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

II этап: анкетирование родителей. Мною, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данноНоябрь

1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама.

Игра «Зеркало»

Упражнение «Покажи фигуру»

2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, в свободное время».

Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения.

Упражнение «Ласковушки»

Игра «Соберём маму на работу»

3 неделя. Тема «Наши папы»

Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье

Анализ житейских ситуаций

Чтение Н. Носов «Заплатка»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Декабрь

1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель: познакомить с правилами ролевого поведения

Анализ житейских ситуаций

Игра «Разные дети»

Игра «Я знаю 5…»

2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках.

Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»

Упражнение «Общий ритм»

Игра «Нарисуй своё дерево»

Чтение К. Д. Ушинский «Дети в роще»

3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется»

Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом.

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Кому что нужно?»

Упражнение «Ласковое»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Изготовление подарков

Январь

1 неделя. Тема «Я хочу, могу и умею»

Цель: развивать у ребенка осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

Игра «Я умею лучше всех»

Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

2 неделя.

Тема «Правила поведения для мужчин и женщин»

Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.

Игра «Какого цвета счастье?»

Игра «Нужна твоя помощь»

3 неделя.

Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки»

Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Игра «Изобрази картинку»

Чтение К. Д. Ушинский «Два плуга»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Февраль

1 неделя.

Тема «Мальчики - будущие мужчины»

Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Упражнение «Эмблема»

Чтение «Самое страшное» Е. Пермяк

2 неделя.

Тема «Мальчики - маленькие рыцари»

Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»

3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек

4 неделя.

Тема: «Расскажи о своей семье»

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу.

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Март

1 неделя.

Тема «Девочки - маленькие хозяюшки»

Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.

Анализ педагогических ситуаций

Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»

Изготовление подарков

2 неделя.

Тема «Девочки - будущие мамы»

Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.

Игра «Закончи предложение»

Решение проблемной ситуации рассказа В. А. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»

Игра «Я знаю 5…»

3 неделя.

Тема «Нартские богатыри»

Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.

Упражнение «А как бы ты поступил»

Чтение отрывков из произведений

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Апрель

1 неделя.

Тема «Хорошо - плохо»

Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки.

Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»

Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Анализ житейских ситуаций

2 неделя.

Тема «Мужчины и женщины в семье»

Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?»

Упражнение «Черты личности»

Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка»

3 неделя. Тема «Моя сказка». Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама (папа)»

Игра «Согласны - не согласны»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Май

1 неделя.

Тема «Мы - воспитанные дети

Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Кто быстрее»

Анализ педагогических ситуаций

2 неделя. Тема «Игрушки моей семьи» Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками

3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель: вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием

4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты»

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Девочки и мальчики»Конспект НОД в старшей группе «Девочки и мальчики» Цели: Дать детям представление о женственности и мужественности, о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного.

Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье»Конспект родительского собрания «Мальчики и девочки: два разных мира. секреты воспитания в семье» Родительское собрание "Девочки и мальчики два разных мира. Секреты воспитания детей в семье» Группа№5 «Светлячки» Воспитатели: Черкасова.

Конспект занятия по аппликации «Девочки и мальчики»Конспект занятия по аппликации «Девочки и мальчики» Программные задачи: продолжать учить детей пользоваться ножницами, вырезая формы и создавая фигуры человечков, располагать готовые формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы гендерного воспитания «Мальчики и девочки — два разных мира»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 12:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД