Получи документы

Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике

Кристина Чумичкина
Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике

Введение

В середине 80-х годов прошлого века под влиянием «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название «педагогика сотрудничества». Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

Публикация «Принципы педагогики сотрудничества Ш, А, Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике» размещена в разделах

Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи. Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования.

Взаимодействие в форме партнерства гарантирует более полное развитие ребенка. Это дает возможность не только выявить область его развития, но и пользоваться информацией при построении стратегии.

Роль педагога в принципах сотрудничества - это ассистент, спасающий в разных сложных моментах. Он удерживает и ориентирует на истину. Ребенок также может направиться за поддержкой и к одноклассникам. Преподаватель в одинаковой мере уделяет время любому ребенку и восхищается абсолютно всеми их успехами. Благое слово педагога - это прекрасный метод определить доброжелательные психические взаимоотношения на занятиях и тем самым сформировать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, воспитатель может помочь детям чувствовать себя: уверенными; необходимыми; индивидуальными.

Систематические диалоги могут помочь ребенку выражать собственную позицию, формировать личное миропонимание, а также защищать его.

Таким образом, если в педагогике сотрудничества применяются подобные способы, ребенок ощущает себя личностью. Дети могут быть активными и чувствуют заинтересованность и стремление помочь.

Как утверждает Ш. А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советском воспитании (и господствующем в российском образовании поныне) авторитарно-императивной педагогики.

В данной работе мы попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную систему XXI века.

Цель работы - изучить наследие советских педагогов-новаторов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализацию в современной воспитательной практике;

- проанализировать использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Ш. Амонашвили - воспитатель, учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор.

«Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими педагогами способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» - пишет Ш. Амонашвили в предисловии своей книги «Здравствуйте, дети!».

Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, воспитателю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким педагогу и воспитателю очень важно. Он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

Амонашвили в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Такое представление неверно.

В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться.

То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. Каждый воспитатель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.

Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш. А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно- гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы.

Так, дети пяти-шести лет еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка пяти-шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т. е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под стола принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т. п.

Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности.

Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования :

Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра - это метод познания действительности. Роль воспитателя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т. е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения».

Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если воспитатель вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития - трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Занятия должны обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать занятие или же каким оно получилось и т. д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать малышам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

«Ребенок - целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению».

Обращаясь к воспитателям малышей и учителям начальной школы, Шалва Александрович призывает их быть понимающими и гуманными в общении с детьми. «И самое главное - проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе».

Он сравнивал свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. В начале своей педагогической деятельности основным тезисом работы учителя он считал формулу, сравнимую с работой врача еще с времен Авиценны: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!».

Несомненно, ни врач, ни учитель не имеют права ошибаться. Ошибка врача в диагнозе влечет за собой неправильное лечение, ухудшение здоровья пациента. Ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».

По мере накопления педагогического опыта Амонашвили пришел к выводу, что настоящий педагог и воспитатель должен быть актером. Как артист на сцене забывает обо всем, кроме жизни своего героя, заставляет зрителя воспринимать спектакль как действительность, так и педагог, входя к детям, должен забыть о своих личных проблемах, переживаниях, и помнить только о своих «зрителях» - учениках, каждый из которых имеет свой собственный характер, мировоззрение, но все они без исключения должны быть вовлечены в общий творческий процесс обучения.

Особенно хочется отметить в теории Амонашвили его умение лаконично формулировать основные тезисы работы педагога и воспитателя, которые он называет «памятками». Впоследствии он их сгруппировал, и получилась памятка следующего содержания:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Список используемой литературы

1. Амонашвили Ш. А. Как живете дети? - М. : Просвещение, 1986 г.

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

3. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М., 1982.

4. Богуславский М. В. ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 17. С. 107-119.

5. Жигулина, О. В. Основные характеристики педагогики сотрудничества / О. В. Жигулина, Н. Г. Турусова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 31 (217). - С. 99-101. - URL : https://moluch.ru/archive/217/52226/ ( дата обращения: 08.12.2021).

6. Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2019. - № 5 (15). - С. 98-99. - URL : https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/ ( дата обращения: 11.12.2021).

7. Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 337-339. - URL : https://moluch.ru/archive/295/66710/ ( дата обращения: 10.12.2021).

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене»Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школыКомфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы «Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы педагогики сотрудничества Ш. А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 14:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД