Папки-передвижки

Приемы знакомства детей раннего возраста с природой

Папазян Армине
Приемы знакомства детей раннего возраста с природой

Как уже было сказано выше, начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Знакомство с природой происходит в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Из окон групповой комнаты воспитатель показывает малышам двор, улицу или дорогу в парк, обращает внимание на намеченный объект и рассказывает о нем. Надо так организовать наблюдение, чтобы детям все было хорошо видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Очень важно, чтобы свои наблюдения дети закрепляли в играх.

Публикация «Приемы знакомства детей раннего возраста с природой» размещена в разделах

Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных – зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает действовать с ними: кормить птичку, укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу.

Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным : кормит их, ласково называет, читает короткие стихотворения.

Например, слушая, как лает собака, обращается к ней:

Ты, собаченька, не лай,

Наших деток не пугай.

Детей второй группы раннего возраста следует знакомить с птицами, обращая внимание на их движения. Наблюдая птиц, воспитатель поясняет: «Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют – у них есть клюв. А теперь птички улетели – у них есть крылья» (20,с. 35)

Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот к неподвижным растениям они более равнодушны. Воспитатель рассматривает с детьми цветущие растения в цветнике: «Посмотрите, какой красивый красный цветочек, а где еще такой же?» (Ребенок находит и показывает.) «А кто покажет синий цветочек?». Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: «Сейчас я полью все цветы водой – они будут красивее, их вырастет много».

Воспитатель показывает и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, играет в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти. Потом детей ищет игрушечный заяц или кукла. Затем дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!» – говорит она.

Внимание детей обращается на то, что у деревьев есть листья. С ними малыши тоже играют. Воспитатель может предложить поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как будто их сорвал ветер, затем собрать букеты и отнести в групповую комнату для украшения (7, с. 95).

Приучать детей бережно относиться к природе необходимо с самого раннего возраста. Никогда не следует срывать при маленьких детях цветущие растения или листья с деревьев. Весной в комнату вносятся ветки с распустившимися листьями.

На прогулках дети всегда активны, оживленны, они любят гулять и что-нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года на участки выносят тазики с водой. Дети переливают воду из одного сосуда в другой, пускают плавающие игрушки. Так они познают свойства воды и ее применение: вода льется, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.

Дети знакомятся и со свойствами песка, под руководством воспитателя насыпают влажный песок совками в формочки и делают пирожки. «Песок сыплется: он сухой,– говорит педагог. – А если мы его польем, он станет сырым, и из него можно будет лепить». Можно предложить детям сделать из сырого песка горки, дорожки для прогулок кукол. Показать, что на сыром песке можно рисовать палочками.

Из глины воспитатель лепит при детях игрушки, которые они используют в играх.

Педагог обращает внимание детей на изменение погоды : на дворе тепло, светит солнышко, на другой день дождь, мокро.

Пребывание на свежем воздухе, общение с другими детьми, интересные игры, наблюдения в природе, обогащение интересными впечатлениями о природе делают ребенка раннего возраста бодрым и жизнерадостным (6, с. 48).

Воспитатель регулярно проводит с детьми наблюдения. Зимой обращает внимание, как красиво падает снег, какой он белый, пушистый, ежедневно кормит зимующих птиц и привлекает внимание детей к рассматриванию их внешнего вида, указывает на отличие по величине, цвету оперения. Например, сорока большая, белая с черными пятнами, а синичка пестрая, маленькая, быстрая. Она смешно покачивается на подвешенном куске сала.

В теплое время года вся жизнь детей должна проходить в основном на участке. На прогулке воспитатель показывает растения, обращает внимание на красивое в природе : как цветут фруктовые деревья, как по ветру летят листья.

Наблюдая за животными, малыши называют части их тела, замечают повадки: «Смотрите, собачка подняла уши и слушает», – говорит воспитатель. «Какой красивый хвост у петушка, – рассматривают дети,– и зеленый, и красный, и синий!». На следующей прогулке, увидев кошку, воспитатель обращает внимание: «Послушайте, как мяукает кошка. Сейчас я ее покормлю, дам молока. Посмотрите, как она лакает. А теперь она прыгнула на забор – у нее сильные ноги. Дети, посмотрите: кошка умывается. Ах ты, кисонька-мурысенька!» (9, с. 87)

Для закрепления знаний о животных с детьми можно поиграть в игру «Кто как кричит». Воспитатель показывает игрушки, изображающие животных, и спрашивает, как мяукает кошка, как лает собачка, как чирикает воробышек.

Надо показать детям и листья: «Посмотрите, какие широкие листья у растения, а у этих цветочков листочки маленькие». После неоднократных наблюдений делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, длинные, есть маленькие, круглые, короткие.

Педагог говорит детям: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше»,– и поливает растения, привлекая к этому детей.

Гуляя на участке, воспитатель показывает детям траву, спрашивает, какого она цвета. Что еще зеленого цвета? Что растет в траве? (19, с. 35)

Чтобы закрепить у детей полученные знания, можно поиграть с ними в такие игры, как «Покажите мишке цветник. Что там растет?».

Воспитатель показывает детям порхающих и сидящих на цветах бабочек, летающих мух, пчел, ползающих жуков. Жука можно посадить на руку и рассмотреть. «Жук ползает, а муха летает», – сравнивают маленькие дети насекомых.

Малышам показывают труд людей в природе. Зимой дворник чистит участок от снега, скалывает лед, сбивает сосульки, посыпает дорожки песком. Весной взрослые копают землю, сажают растения, летом ухаживают за ними, поливают, осенью собирают урожай.

Малыши могут тоже помогать: собирать камешки и подвозить на игрушечных машинах, сгребать листья. Воспитатель учит детей играть с песком, водой, глиной

Публикации по теме:

Развитие исследовательской активности детей раннего возраста в процессе ознакомления с живой природой .

Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возрастаИгровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития.

Консультация «Особенности знакомства детей дошкольного возраста с природой» Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим.

Методические приемы знакомства с музыкальными инструментамиМетодические приемы знакомства с музыкальными инструментами ЛОЖКИ Игра: “Весёлые ложкари” Репертуар: р. н. м. “Ах вы, сени” Цель: Учить разнообразным приёмам игры на ложках соблюдая ритм. Методика.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Видео и консультация «Мультипликация как источник знакомства детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»Видео и консультация «Мультипликация как источник знакомства детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда.

Презентация «Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Подготовила воспитатель: Зайкова Анна ВалерьевнаМетоды и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация- процесс вхождения.

Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьи и воробушки — серенькие перышки» Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьи и воробушки – серенькие перышки» Цель проекта: Познакомить.

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении с природой детей раннего возраста Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков.

Презентация «Современные мультсериалы как источник знакомства детей дошкольного возраста с содержанием моральных норм» СЛАЙД 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагается доклад на тему исследования «СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТСЕРИАЛЫ КАК ИСТОЧНИК ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы знакомства детей раннего возраста с природой
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 21:36
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД