Получи документы

Практикум для родителей. Подготовка детей к школе

Алевтина Осипова
Практикум для родителей. Подготовка детей к школе

Практикум для родителей.

Составила:

Воспитатель: Осипова А. А.

Тема: «Подготовка детей к школе».

Цель. Обсуждение точки зрения родителей, на роль семьи в пред школьный период жизни ребенка

Составила:

Осипова А.

Раздаточный материал: Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

Публикация «Практикум для родителей, Подготовка детей к школе» размещена в разделах

Н. Н. Серова; карточки с описанием компонентов готовности к школе.

Ход.

Родители сидят полукругом. Перед ними три стола с пластилином.

Перед вами на столах лежит пластилин. Возьмите небольшой кусочек одной рукой, вторую спрячьте и слепите фигурку человека. Даю вам немного времени.

Сложно?

А двумя руками? Получается?

Так и в воспитании ребенка, и в подготовке его к школе необходимы две руки- детский сад и семья. Только вместе, у нас получится подготовить ребенка к школе.

. Вот так и воспитатель - это только одна рука. И какой бы мудрой и творческой она не была, без вас, дорогие родители она бессильна подготовить детей к школе.

Какие качества вы считаете важными для будущего первоклассника?

Родители называют качества.

Вот я услышала качество – мышление, а как его развивать? (ответы родителей)

Я предлагаю вам упражнение «Найди свое место».

Для этого вам нужно решить загадку. Перед вами на столах лежат карточки. Выберете одну. С помощью этих карточек найдите своё место.

Упражнение «Найди своё место», с помощью которого родители делятся на две команды.

На столах лежат карточки с логическими задачами. ( Например: зачеркнутый круг и треугольник, квадрат синий зачеркнутый а красный нет). На стульчиках с обратной стороны наклеены геометрические фигуры. (Красный квадрат, синий треугольник, красный круг). Как вы думаете, что развевается у ребенка с помощью подобных игр? Это упражнение способствует развитию: на логики, умения анализировать, соблюдать правила, что очень важно в школе. Чтобы не забыть все качества, которые вы называли, предлагаю их визуализировать, создав коллаж.

Перед вами на столах картинки, журналы, возможно в них вы найдете подсказки – что же важно в подготовке ребенка к школе, какими качествами должен обладать успешный первоклассник? Это соревнование на время – у вас 5 - 7 минут на работу.

Команды родителей представляют свои коллажи, характеризуют их.

Что вы сейчас делали?

Клеили, вырезали, систематизировали, высказывали свое мнение, проявляли творчество, придумывали, рассказывали.

Какие качества с помощью этого задания могли бы развить в своем ребенке?

Совершенно верно: умение придерживаться правил, ориентироваться во времени.

Составлять план. Проявлять творчество. Умение рассуждать, договариваться. Работать в коллективе. Это важно и вам, в подготовке ребенка к школе – теперь вы ничего не упустите и ребенку – в процессе такой работы он учится планировать свои действия.

Все эти качества педагоги психологи систематизировали и выделили компоненты готовности к школе.

Один из компонентов - интеллектуальная готовность к школе;

Как вы думаете, что туда входит (Мышление, память, внимание).

Предлагаю вам выполнить упражнение на развитие одного из качеств этого компонента, внимание.

Одно из упражнений для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, и воображения является корр проба. Это и метод диагностики, который используют психологи, и игровой метод развития внимания. (Вы можете посмотреть варианты в интернете, а самый простой предлагаю сделать сейчас.

Перед вами карточки с кротким текстом. Ребенку дается набор букв и инструкция – все буквы А зачеркните красным, буквы О – зеленым. Вы сделайте тоже самое, только в своих текстах. У вас одна минута, время пошло. Теперь обменяйтесь карточкой с соседом и проверьте друг друга. Постепенно тексты могут становиться длиннее, условия сложнее (количество цветов, букв, способов зачеркивания)

Много пропусков у вас? Как вы себя чувствовали в этом упражнении?

На магнитную доску постепенно прикрепляются карточки с названиями компонентов готовности к школе. Следующие компоненты-это коммуникативная готовность; и речевая готовность. Как вы думаете, что входит в эти компоненты? (Ответы родителей) Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром и со сверстниками, с взрослыми.

Речевая готовность – это умения: различать звуки на слух и в произношении; слушать и воспроизводить звуки речи; правильно формулировать основную мысль. Знать, что такое звук, слог, слово, предложение. Достаточный словарный запас.

Как вы думаете, что входит в волевую готовность?

Волевая готовность – это умение контролировать и сдерживать свое поведение.

Мотивационная готовность; что это?

Это желание идти в школу, занять новую позицию – позицию школьника.

Предлагаю рассмотреть последний компонент - физиологическая готовность.

Как вы думаете, что входит в этот компонент?

Предлагаю выполнить «Филлипинский тест»

Этот тест - один из главных критериев определения «школьной зрелости», который отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной - (греч. Morphe – образ, форма) - зрелости организма ребенка.

В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Как это сделать?

Попросите своего ребенка провести правую руку над головой и дотянуться до левого уха.

Но не следует утверждать стопроцентно, что если ребенок выполнил филиппинский тест – он точно готов к обучению в школе.

Взвешивая все плюсы и минусы, характерные для вашего конкретного случая – филиппинский тест поможет вам определить один из показателей школьной зрелости - степень физиологической готовности к обучению в школе.

Предлагаю выполнить ещё одно упражнение «Зеркало».

Перед вами лежит зеркала и листочки с нарисованной звёздочкой. Вам надо глядя в зеркало, нарисовать звёздочку, соединяя все точки. Даю вам две минуты.

Сложно? Как вы себя чувствовали, выполняя это упражнения?

Вот так же чувствует себя ребенок, когда пишет. При письме у него свойство зрительно - двигательной координации. Многие родители ругают своего ребенка зато, что он не может ровно писать. Вспомните, как вы выполняли это упражнение и поставьте себя на его место.

Родителям раздаются распечатки с описанием компонентов готовности к школе.

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением.

Волевой компонент умение ребенка сознательно подчинять свои действия общим правилам, принимать ученую задачу, доводить начатое до конца.

Коммуникативный компонент – умение общаться, договариваться, задавать вопросы, высказывать мнение.

Речевой компонент - у ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков. Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы -умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости- мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком. Словарь ребенка до 3500 слов. Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду и т. д.

Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).

Также предлагаю вашему вниманию тест с помощью которого вы узнаете, готовы ли вы отдать ребенка в школу.

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

Н. Н. Серова

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница -его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"

Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.

11 22 33 34 55 66 77 88 99 110 111 112 113 114 115

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашегоребенка;5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Родителям раздаётся памятки.

Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы узнать, что ценного и полезного вы узнали для себя, и будете использовать в подготовке своего ребенка к школе.

Каждая команда запишет свои ответы на обратной стороне своих коллажей. Даю две минуты.

Что, ваша команда отметила для себя? (ответы родителей).

А ваша?

Раздаются распечатанные рекомендации для родителей. Рекомендации и советы родителям : Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом. - создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; - проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругайте ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправляйте неправильное произношение; - не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов; - осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами 1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

В заключении хотелось бы сказать.

Как можно предостеречь себя, уважаемые родители, от ошибок, которые часто имеют место: не стремитесь раньше времени «втискивать» в ребенка школьную премудрость. Ведь перед ним – вся жизнь. Для ребенка главное – быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешным в школе он будет, если будет управлять своим поведением. Подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребенке в первую очередь. До новых встреч.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к школе – это актуальная проблема для родителей подготовительной группы. В одних семьях детей готовят к школе в детском.

Консультация для родителей «Подготовка к школе с помощью игр»Консультация для родителей «Подготовка к школе с помощью игр» Подготовка детей к школе в дошкольных учреждениях начинается в старших группах,такие занятия проходят как известно, в игровой форме. Потому,что.

Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка ребенка к школе» Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А. С. Макаренко, скажут:.

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Стихотворения для детей в возрасте от 6 до 10 лет на тему «Подготовка к школе» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Мне очень хочется привить детям интерес к учёбе. Я сочинил несколько стихотворений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей. Подготовка детей к школе
Опубликовано: 18 марта 2023 в 11:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД