Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Наши любимые цветы» (1 фото)

Светлана Лукьянова
Познавательно-исследовательский проект «Наши любимые цветы»

Познавательно-исследовательский проект "Наши любимые цветы"

Познавательно-исследовательский проект «Наши любимые цветы»

Пояснительная записка

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный, с 17.04.2023 по 19.05.2023.

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь определенный багаж знаний.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Наши любимые цветы“» размещена в разделах

Мир природы загадочен и таинствен. Именно поэтому он так притягателен для дошкольников. Но маленький ребенок не всегда поступает правильно по отношению к природе, действуя по большей части как потребитель.

Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Природа прекрасна в любое время года, но именно весна – самое благоприятное время для приобщения детей к ее миру и красоте.

Поймав восхищенные взгляды детей от появления первой зелени, нас посетила идея разработать проект, посвященный пробуждению природы.

Целью работы является создание условий для формирования у детей раннего возраста первичных представлений об особенностях весеннего периода.

Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:

Образовательные:

• формировать представления детей о характерных особенностях природы весной;

• формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и состоянием растительного мира;

• способствовать активизации исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования в природе;

• способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорными произведениями о цветах;

• продолжать учить детей слушать речь воспитателя, стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения;

• побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни;

• формировать у детей интерес к художественному творчеству.

Развивающие:

• развивать наблюдательность, внимание, мышление, воображение;

• развивать речь;

• развивать мелкую моторику;

• обогащать двигательный опыт через подвижные игры;

• развивать эмоциональный отклик, творческие способности.

Воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к природе;

• воспитывать экологическую культуру.

Предполагаемый результат:

• у детей расширятся представления о весне, состоянии растительного мира в этот период;

• активизируется познавательный интерес к изменениям в природе;

• появится желание экспериментировать;

• расширится словарный запас;

• отношение к природе станет более гуманным.

Продукты проекта :

1. Украшение окон группы коллективными рисунками детей.

2. Коллективная работа «Цветочная поляна».

3. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.

4. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».

Визитная карточка проекта

Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст

детей Продукты

проекта Сроки реализации проекта

«Наши любимые цветы» Познавательный, творческий, групповой.

краткосрочный;

Дети группы раннего возраста;

Воспитатель; Родители.

Руководитель проекта :

воспитатель МБОУ «СОШ №1» ДО

Лукьянова Светлана Николаевна

2-3 года

1. Украшение окон группы коллективными рисунками детей.

2. Коллективная работа «Цветочная поляна».

3. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.

4. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».

(17.04.2023г. – 19.05.2023г.)

Структура проекта

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно

План поэтапных мероприятий

I этап

Подготовительный II этап

Реализация проекта III этап

Итоговый

1. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

2. Пополнение предметно-развивающей среды.

3. Вводные беседы с детьми по теме проекта.

4. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, сказок, дидактических игр.

5. Разработка плана реализации проекта.

6. Наблюдение за детьми.

7. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

1. Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о разнообразии цветочного мира.

2. Взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.

4. Участие детей в проведении дидактических игр, подвижных игр и

сюжетно-ролевых игр. 1. Закрепление знаний, полученных в ходе реализации проекта.

2. Участие детей в мероприятии к единому дню Эколят.

3. Выставка художественного творчества детей «Весенние цветы».

Схема реализации проекта

Образовательная область, деятельность Совместная деятельность с детьми Работа с родителями

Социально-коммуникативное развитие Социализация

Рассматривание иллюстраций «Цветы»

Игры с правилами

Словесные игры: «Один много», «Узнай и назови», «Возьми цветок и подари…»

Развивающие игры: Палочки Кюизенера «Цветы для лисички», Кубики Никитина сложи узор «Цветы», Блоки Дьенеша «Цветы для зайчика», «Лепестки» Воскобовича.

Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Подбери цветочек», «Составь картинку», «Составь цветок».

Подвижные игры: «Раз, два, три к цветку беги», «Солнышко и дождик», «Найди свою клумбу»(с обручами, «Перепрыгни через ручеёк», «Цветок», «Беги к тому цветку, который назову»

Сюжетно-ролевые игры:»День рождение куклы Кати», «Едем на автобусе на луг»

Трудовое воспитание

Самообслуживание: поддерживать стремление детей к самостоятельности.

Хозяйственно- бытовой труд: обращать внимание детей на порядок в группе, убирать игрушки на свои места. 1. Подбор иллюстраций по теме «Цветы» для рассматривания, проведения бесед и т. д.

2. Помощь в подборе детской литературы по теме.

3. Высадка цветов на клумбах прогулочного участка.

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Ознакомление с окружающим

Рассказ воспитателя: «Для чего нужны цветы».

Беседа с детьми: «Цветы бывают опасными», «Цветы наши друзья».

Сенсорное развитие

Сенсорные игры: «Подбери лепестки к серединке», «Цветы большие и маленькие», «Посади бабочку на цветок», «На какой цветок села пчёлка (цвет, величина, форма).

Конструирование из строительного материала: «Заборчик вокруг клумбы», «Разноцветная лесенка в сад».

Познавательно- исследовательская деятельность

Опыты: «В чём можно донести воду, что бы полить цветы» (Лейка, ведро, лопатка, сито, воронка, «Живая вода для цветов».

Игры-забавы с песком и камушками: Нарисуем цветок на песке, «Выложим цветок из камушков» (по контуру).

Игры забавы с крупой: «Выложим дорожку к цветку для пчёлки из фасоли», «Выложим цветок из бобов, пшена»(по контуру).

Игры-забавы с прищепками: «Лепестки для цветка».

Игры забавы с пуговицами: «Разноцветные цветы на поляне».

Игры с крышками: «Подбери серединку для цветка»; «Собери цветок».

Экскурсия по территории детского сада «Цветочная поляна». 1. Помощь в приобретении настольно-печатных игр по теме.

2. Обновление дидактических и настольно–печатных игр.

3. Помощь в подборе дидактических игр по теме проекта.

4. Папка-передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе весной».

5. Участие в оформлении лэпбука «Весна. Первые цветы».

6. Консультация для родителей «Что мы знаем о цветах»

Речевое развитие Подбор потешек: «Ах, какая красота», «Как на нашем на лугу», «Травка-муравка со сна поднялась».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Наши алые цветы», «Мак», «Цветочек».

Знакомство с художественной литературой

Чтение стихов: «Колокольчики цветы», «Ромашка», «Носит одуванчик».

Разучивание стихотворения: «Наши алые цветы». 1. Рекомендации для родителей по теме «Первоцветы».

2. Рекомендация почитать с детьми художественную литературу:

- Проза: Ю Дмитриев «Синий шалашик».

- Поэзия: Е. Серова «Одуванчик», «Лютик»; Н. Нищева «Катя леечку взяла»;

М. Познанская «Ромашка»; Е. Трутнева «Колокольчик».

- Изучить растения из «Красной книги».

Физическое развитие Воспитание культурно – гигиенических навыков: «Вытираем рот салфеткой после еды», «Делаем мыльные перчатки», «Причёсываемся после сна».

Физическая культура

Физминутки: «Цветы», «Мак», «Роза», «На лугу растут цветы», «Выросли цветочки». Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика на свежем воздухе – полезно и приятно.»

Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность

Музыкально-ритмические движения: «Видишь бабочки летают», «Лютики ромашки».

Музыкально- игровая деятельность: «Мы на луг ходили, хоровод водили».

Слушание музыки: «Вальс цветов» П. И. Чайковский.

Песня: «Солнышко колоколнышко».

Игра на музыкальных инструментах: «Угадай на чём играю», игра на колокольчике.

Лепка: «Кактусы».

Рисование: «Цветок для куклы Кати», «Цветочная поляна на окне», «Цветик-семицветик», «Душистая сирень».

Аппликация: «Цветок в горшочке». Участие в выставке художественных работ по теме проекта.

Работа по реализации проекта

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Нашей задачей было – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явлениями природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и нетерпимо относиться к бессмысленной порче.

В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем – это были наши ориентиры, почему мы провели экологический проект «Наши любимые цветы» в группе раннего возраста МБОУ «СОШ №1» ДО.

Для реализации данной задачи мы работали по следующим принципам дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определился в содержании экологического воспитания и реализовался через знакомство с экосистемным строением среды обитания цветов.

Принцип гуманизации помог, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.

Принцип интеграции заключался в синтезе содержания дошкольного компонента экологического проекта содержанием из разных областей естествознания, гуманитарных наук, а также в интеграции с формами и методами экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного окружения, как ресурса воспитания и развития детей, являлся фундаментальной основой организации процесса экологического проекта. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивалось в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в нашей области.

Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного общения с природой (прогулок, наблюдений) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, трудовой деятельностью, праздниками) позволило нам систематизировать педагогический процесс.

Ознакомление с конкретными примерами растений, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Одним из важнейших принципов экологического образования считаем принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развивается наблюдательность, интерес к природе. При уходе за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

В группе же на занятиях формами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе и беседа после прочтения.

Мы ставили своей целью формирование элементарной системы знаний о некоторых существенных особенностях растений как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др., взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.

Очень важно было показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Мы включили в их посильную для их возраста практическую деятельность – создали условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствовало дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Мы обращали внимание детей на красоту природы, учили наблюдать за состоянием растений. А дети от этого получали удовольствие и замечали красоту жизни.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, мы отобрали литературный материал для каждого цветка : стихи, загадки.

Мы совместно с родителями подвели детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В ходе работы по проекту дошкольники изучали, играли, рисовали, лепили, рассматривали картины и иллюстрации по теме проекта.

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная

деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям

освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и

воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.

Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные

простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не

разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных

источников с другими детьми.

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная

деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям

освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и

воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире.

Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные

простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не

разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных

источников с другими детьми

Результаты проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. В результате проведенной работы дети получили много новой информации о цветах, которые нас окружают. У них появился интерес к окружающему миру, к родной природе. Возникло и укрепилось желание проявлять заботу о цветах.

Расширился словарный запас слов. В процессе реализации проекта развивались психические процессы, развивали мелкую моторику рук в непосредственно образовательной деятельности. Повысилась активность детей во взаимодействии с взрослым и сверстниками. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.

Улучшилась предметно – развивающая среда с помощью литературы, дидактических игр, иллюстраций; рассказов о растениях, загадок. У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Список литературы.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М. Мозаика Синтез, 2017г.

5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.

6. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В. В. Петрусинского. В 4 кн. - М., 1994. - 74 с.

7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Мозаика-Синтез, 2005. - 312-318 с.

8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки: экология для малышей» - М., «Сфера», 2008. – 96 с.

9. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Познавательно-речевое развлечение в средней группе «Наши любимые животные» (фотоотчет)Познавательно-речевое развлечение в средней группе «Наши любимые животные» (фотоотчет) На прошлой неделе у нас в детском саду в средней группе «Земляничка» завершился педагогический проект «Каких мы знаем животных». Он был.

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группеКраткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Проект «Цветы» (средняя группа) Воспитатели: Павлова Виктория.

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мебель»Познавательно-исследовательский проект «Мебель» Проект «Мебель» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы Петрушина.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми»Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Наши любимые цветы»
Опубликовано: 23 мая 2023 в 21:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД