Наталья Сметнева
Познавательная и коммуникативная деятельность
▼ Скачать +Заказ
Познавательная деятельность
Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познаванием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Основные формы познания:
1. Чувственное (ощущение, восприятие, представление).
2. Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
Публикация «Познавательная и коммуникативная деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них - ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания - восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного восприятия - представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Для представления характерна память, её "оживление". Нередко в представлении действует и воображение: с его помощью человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь, и нереальные.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других - рациональное.
Коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность - это деятельность, предметом которой является другой человек - партнёр по общению.
Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение "второй реальности", символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.
В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.
Можно выделить такие функции коммуникативной деятельности, как оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация) с применением принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Кроме того, это передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. Следствием коммуникации в познавательной деятельности становится также применение таких коммуникативных форм познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и тому подобные формы, направленные лично участнику - партнёру по научной коммуникации.
Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности играют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы - модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приёмы измерения, объяснения и доказательства.