Лучший педагог года

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

татьяна марченко
Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

Доклад

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Публикация «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ставит перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В нашем детском саду реализуется основная образовательная программа до-школьного образования, разработанная на основе содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Как рекомендовано в федеральном государственном образовательном стандарте она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной программе дошкольного образования в соответствии заявленными в федеральном государственном образовательном стандарте принципами:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции

- комплексно-тематический принцип

Я хотела бы представить опыт нашего детского сада по организации воспита-тельно-образовательного процесса в подготовительной группе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса :

• совместной деятельности взрослого и детей

которая осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, гимнастика, игровая деятельность, культурно гигиенические навыки, прогулка, подготовка ко сну, организацией питания и др.)

• самостоятельной деятельности детей осуществляемой с помощью

-развивающих игр с вариантами и разной степенью сложности;

- использование пособий для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

- пособий для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

-пособий для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх и т. д.

Формы и методы работы по организации воспитательно-образовательного процесса в течении дня

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Мы стараемся сделать так, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям.

В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие мы стара-емся помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе для этого создаётся, согласно теме недели образовательная развивающая среда (иллюстрации, дидактические игры, книги, дидактический материал и т. д.).ребенку какое-либо конкретное поручение (индивидуальная работа).

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. Во время приёма пищи мы проводим с детьми беседы о культуре питания, запоминаем названия блюд, отмечаем заботу няни и повара. В процессе еды мы контролируем осанку детей, стараемся, чтобы дети съели всю предложенную пищу, воспитываем культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком мы организуем развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: мы предлагаем ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создаём неправильную сервировку и просим подумать, все ли сделано верно. При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности, освоение правил поведения за столом.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям — социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Активно используем игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, ху-дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.)

Например: тема недели «Зимующие птицы», образовательная область ПО-ЗНАНЕ (развитие математических представлений) для мотивации можно использовать письмо, которое в группу принесла сорока, с просьбой помочь посчитать птиц, которые прилетают в лес к кормушке. Так как корма насыпано определённое количество, то встаёт проблемная ситуация, хватит ли его на всех прилетающих зимующих птиц и ребята отправляются на помощь в зимний лес, по дороге в который им встречаются небольшие логические (загадки, шарады, ребусы) и физические (овраги, горы, ручейки и т. д.) препятствия. Таким образом дети не только упражняются в прямом и обратном счете в пределах десяти и соотношение цифры с количеством, но и изучают названия зимующих птиц и то чем они питаются. Такие занятия-путешествия в большей степени заинтересуют дошкольника в изучении математики и лучшим образом способствуют усвоению программного материала.

Можно также использовать сюрпризный момент когда в группу приходит гость, например: тема недели «День космонавтики», в группу приходит Незнайка и предлагает детям полететь на луну, встаёт проблемная ситуация на чём можно полететь. Дети превращаются в конструкторов и начинают строить корабли. Затем дети «Отправляются» в космос, где знакомятся не только с планетами нашей солнечной системы и космическими телами, но и освобождают их от космических пришельцев путём решения логических задач, кроссворда и словесных игр. По завершению путешествия детям предлагается изобразить в рисунке то, что больше всего им запомнилось. Таким образом, дети легко усваивают материал и у них надолго сохраняется в памяти интересная игровая деятельность

Прогулка представляет собой систему, зависимую от непосредственно образовательной деятельности.

В режиме дня детского сада предусмотрено достаточное время для пребывания воспитанников на свежем воздухе. Прогулку организуем дважды в день в первой половине - до обеда и во второй - после дневного сна или перед уходом детей домой.

В рамках новых требований тематика прогулки соответствует теме, которая проводится в образовательной деятельности.

Прогулка включает в себя игры, наблюдения, беседы, труд, экспериментирование, физкультурно-оздоровительную и индивидуальную работу а также самостоятельную игровую деятельность

Например: тема недели «Осенняя пора» детям предлагается на прогулке беседа–наблюдение «осенняя пора» цель, которой формировать у детей представление об изменениях в природе, умение различать и характеризировать приметы осени. Игра «Найдём листок, какой скажу», трудовое поручение: помочь взрослым убрать с клумбы высохшие растения, индивидуальная работа «Составь последовательность событий правильно» (характерные признаки времён года, подвижные игры «Догони свою пару, такой же листок», «Ловишки с листочками» и в заключении можно добавить игру «Правила поведения в природе». Во время самостоятельной игровой деятельности на свежем воздухе проводится индивидуальная работа с детьми по физической культуре.

Во второй половине дня есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. Сразу после дневного сна в группах проводится «Минутка бодрости», которая включает в себя закаливающие процедуры и культурно гигиенические навыки.

Ежедневно, во вторую половину дна, проводится «Минутка чтения» которая включает в себя не только чтение художественной литературы, но и подготовку к мероприятиям и праздникам.

С детьми организуем коллективный труд, индивидуальную работу и самостоятельную игровую деятельность, проводим развлечения, организуем игры-драматизации и кружковую работ.

Например кружок художественного творчества «Юный скульптор» цель которого научить детей с удовольствием мастерить, работать с пластичным материалом, и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносил радость и удовлетворение. Занятия в кружке «Юный скульптор», даёт прекрасную возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также это прекрасный способ развить мелкую моторику рук и подготовить её к письму.

В результате работы этого кружка дети обретают умения воспринимать и различать произведения художественного творчества, выделять средства выразительности. У детей развиваются внимание, наблюдательность, зрительное и осязательное восприятие. Совершенствуется память, мышление, воображение, творческая фантазия. В конце учебного года организуется выставка, оформленная совместно с детьми на день открытых дверей.

Для развития самостоятельной деятельности детей мы создаем развивающую предметную среду, которая включает в себя наличие:

- игровых зон для сюжетно-ролевых игр;

- уголок природы и экспериментирования;

- уголок здоровья и безопасности;

- уголок для художественного творчества;

- Фонотека и видиотека;

- Развивающие и дидактические игры;

- Уголок уединения и т. д.

Итог прошедшего учебного года позволил сделать вывод об эффективности и результативности реализации основной образовательной программы. Уровень готовности детей к обучению в школе, по результатам мониторинга проводимого на начало учебного года, составлял 48 %. На конец учебного года уровень значительно вырос, 87 % детей, готовы к обучению в школе. Оставшиеся 13% составили дети, не посещающие детский сад по причине болезни, в течение летней оздоровительной программы с ними была проведена индивидуальная работа по усвоению детьми программного материала.

Сегодня ещё нельзя сказать, что работа по реализации федерального государ-ственного образовательного стандарта идёт на достаточно высоком уровне, много вопросов остаётся открытыми.

В нашем детском саду есть педагоги, которым необходимо повышать свой профессионализм, работать над тем, чтобы любая образовательная деятельность соответствовала статусу увлекательного дела, была мотивированной, чтобы дети были, активными участниками воспитательно-образовательного процесса и воспитатель умел стимулировать детей к успеху.

Из выше сказанного можно сделать вывод: Практический процесс по внедре-нию федерального государственного образовательного стандарта в работу нашего детского сада идет, но есть ещё много вопросов, которые требуют более глубокого изучения. В процессе работы, что то апробируем, что то отменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Мониторинг образовательной программы дошкольного образования в ДОУ ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете Заведующий ГБДОУ д/с №6 ГБДОУ детский сад №___ Протокол № ___от..

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Отчет о выполнении основной образовательной программы детского сада Работаю в младшей группе МБДОУ «Детский сад «Звездочка» п. Школьное», с применением примерной основной образовательной программы «От рождения.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть четвертая) рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы; игровые упражнения и игры с мячами;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при разработке основной программы дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Презентация «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы
Опубликовано: 20 марта 2016 в 11:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД