Папки-передвижки

Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС

Смелова Полина
Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС

Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС

Учитель - логопед МБДОУ «Детский сад №22»

г. Гатчина Ленинградской области Смелова Полина Алексеевна

В связи с введением в действие ФГОС дошкольного образования у многих педагогов возникло заблуждение, что работа учителя-логопеда касается только одной области развития детей – «Коммуникативной», и главная его цель – научить выговаривать звуки. Я считаю, что это не совсем так. Деятельность учителя-логопеда должна затрагивать все образовательные области. И вот почему.

Публикация «Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС» размещена в разделах

В основе «Социально-личностного развития» лежит процесс общения. Общение бывает «вербальным» и «невербальным». В дошкольном возрасте дети активно овладевают вербальным общением. Само собой разумеется, что ребёнок, речь которого чёткая, свободная, развёрнутая, грамматически правильная легче вступает в контакт с другими людьми, может проявить себя и получает удовольствие от общения. Но как быть, детям с речевыми нарушениями. Им же тоже хочется и нужно общаться. В этом им и помогает учитель-логопед. Существует множество игр и игровых упражнений на формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащение и активизации словаря, которые учитель-логопед может предложить детям, как на специальных занятиях, так и во время свободной деятельности в процессе общения с ними. Например: «Один –много», «Скажи ласково», «Один-два - пять», «Ты опиши, а я отгадаю», «Подскажи словечко», «Загадки обманки» и многие другие. В нашем детском саду собрана большая картотека, включающая в себя словесные игры для дошкольников разных возрастов.

В области «Физическое развитие» учитель-логопед уделяет особое внимание развитию речевого аппарата, правильной артикуляции, координации речи с движениями, логоритмике, развитию мелкой и крупной моторики, развитию правильного физиологического дыхания, что способствует физическому развитию и оздоровлению детей. Для этой работы мною используются комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательные упражнения, стихов и речёвок для сопровождения подвижных и хороводных игр.

В области «Познавательное развитие» несомненным является тот факт, что учитель-логопед во время своих занятий с детьми расширяет их кругозор, формирует у них обобщающие понятия, помогает устанавливать связи между предметами и объектами окружающего мира, формируя таким образом предпонятийное, понятийное, а затем и логическое мышление. А раз развивается мышление, значит развиваются и все остальные психические процессы.

И в области «Художественно-эстетическое развитие» для учителя-логопеда тоже находится работа. Во время занятий дети могут выполнять задания, которые предусматривают формирование навыков изобразительной деятельности. Например: «Штриховки», «Раскраски», «Пластилинография», «Оригами» и многое другое. Мною часто используются упражнения: «Дорисуй вторую половину», «Повтори узор», «Обведи, не отрывая руки», «Найди выход из лабиринта и т. д. Также во время занятий учитель-логопед может использовать аудиозаписи классической музыки, специально подобранной для детей, развивающие песенки и рифмовки. В детском саду подобрана мультимедийная картотека, которую я активно использую для этих целей. В театрализованной деятельности детей с нарушениями речи у учителя-логопеда вообще ведущая роль. Он и «режиссер» и «сценарист», помогает детям в работе над ролью и занимается «сцен спектакля в единое целое».

Для достижения наибольшей эффективности работы мною разработан план взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников который включает в себя:

Взаимодействие с воспитателями:

• Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, дидактических и подвижных играх, а также в свободной деятельности;

• Расширение и активизация словарного запаса детей;

• Рассматривание с детьми картин, картинок, иллюстраций и беседы по вопросам;

• Рассказывание сказок, рассказов и чтение художественной литературы

• Заучивание стихотворений;

• Развитие монологической речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по картинам, пересказе знакомых сказок;

• Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей;

• Контроль за правильным использованием поставленных и исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по коррекциям логопеда в тетрадях взаимодействия;

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

1. Выполнение следующих упражнений:

• для развития основных движений;

• для развития мелких мышц рук;

• активизация внимания;

• воспитание чувства музыкального ритма;

• на ориентировку в пространстве;

• на развитие «мышечного тонуса»;

• на развитие слухового внимания;

• на развитие двигательной памяти.

2. Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры, музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнение на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации

Взаимодействие с родителями:

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

• активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ: открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т. д. ;

• помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для заданий дома;

• подбор игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребёнка, для систематического использования при занятиях с ребёнком дома для закрепления изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации звуков и введению их в речь;

Таким образом, моя деятельность, как учителя-логопеда затрагивает все образовательные области, предусмотренные ФГОС дошкольного образования.

Публикации по теме:

Практический опыт работы с родителями в детском саду в условиях выполнения ФГОСПрактический опыт работы с родителями в детском саду в условиях выполнения ФГОС .

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ школа№93 дошкольного отделения Пушкинского района г. Санкт-Петербурга"Нравственно-патриотическое воспитание.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС до Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом особых образовательных потребностей и заключений психолого-медико-педагогической.

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Инклюзивное образование – образование,.

Построение алгоритма коррекционной работы с неговорящими детьми (с ЗРР) Алгоритм — это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата. На современном этапе увеличилось.

Презентация «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ДО» В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство.

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Полноценное воспитание ребенка происходит при тесном сотрудничестве семьи и дошкольного.

Проектировние образовательной деятельности с детьми в условиях ФГОС до Е. Л. ХЛЮСТОВА ПРОЕКТИРОВНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО Образовательная программа дошкольной образовательной.

Выступление на педагогическом совете «Планирование работы воспитателя в условиях ФГОС» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 21:43
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД