Елена Щеглова
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры»
План по самообразованию
Введение:
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры».
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии спонсоров);
- образование педагогов по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Развитие речи детей раннего возраста посредством сенсомоторных игр», проведение бесед.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления у детей раннего возраста путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры с ними.
- Сотрудничество с другими педагогами дома ребенка по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- У воспитателей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать в группе условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультации для педагогов
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
-изготовление и приобретение дидактических игр по сенсорному развитию; оформление зон в группе по сенсорному развитию.
Формы работы с детьми:
- специальные занятия по сенсорному развитию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию.
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе зон по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
1. Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. Сентябрь-октябрь 2020г. Список использованной литературы
2. Создание предметноразвивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.
В течение года.
Наличие игр по сенсорному развитию
3. Консультация для педагогов на тему:
"Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр".
Ноябрь 2020г.
Консультация
4. Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством сенсомоторных игр» Январь 2021 Консультация
Работа с детьми
Формы работы Срок Форма отчета
специальные занятия по сенсорному воспитанию
В течении года фото
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)
В течении года фото
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)
В течении года Фото, рисунки детей
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»
Сентябрь- октябрь Картотека игр
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Ноябрь-декабрь Картотека игр
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе»
Январь-февраль Картотека игр
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
«Разложи по цвету»
"Собери бусы"
«Крышечки»
Развивающая игра-лото «Цвет»
«Укрась картинки»
«Разложи машинки по цвету»
Март-апрель Картотека игр
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр».
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, педагоги также расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Были привлечены спонсоры к приобретению дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. Были сделаны и приобретены игры для сенсорного развития детей:
1.«Разложи по цвету»
Цель: учить соотносить предметы по цвету
2. "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета обобщать и закреплять знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
3.«Пазлы» Цель: сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы вместе они составили общую картину.
4.«Паровозик»
Цель: учить находить первого по счету; называть цвет вагончика и кто в нем едет»
5.«Укрась матрешке сарафан»»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции
6.«Подбери колеса к машинам»
Цель: определять размер машины и подбирать соответственно колеса
7.«Один- много»
Цель: находить и определять количество предметов.
8. «Геометрическое лото»
Цель: учить различать предметы по форме и цвету, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
9.«Крышечки»
Цель: учить классифицировать крышечки по цвету.
10. «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
11.«У кого какая фигура»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру; развивать цветовое восприятие, внимание, память, речь.
12.«Большой и маленький»
Цель: определить величину предмета, развивать речь
13. «Вкладыши»
Цель: научить соотносить геометрические фигуры по цвету и форме, закреплять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, цвет (основные цвета).
14. Развивающая игра-лото «Цвет»
Цель: учить различать предметы по цвету, развивать речь, память, внимание.
15. «Укрась картинки»
Цель: учить подбирать крышечки по цвету и накладывать их на картинку в соответствии с цветом предмета.
16. «Чудесный мешочек»
Цель: учить на ощупь отгадывать и называть предметы.
17. Альбом с предметами основных цветов.
Цель: учить показывать и называть предмет определенного цвета.
18. «Разрезные картинки»
Цель: учить составлять целую картинку из нескольких частей.
19. «Разложи машинки по цвету»
Цель: учить различать и называть основные цвета.
Были оформлены в группе зоны сенсорного развития: «Веселый паровозик», «Сенсорная гусеница», уголок сенсорного развития.
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего и младшего возраста
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
, Чудесный мешочек, (определять на ощупь предмет и называть его)
, Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)
,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
, Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
, Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
«Укрась матрешке сарафан»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции
«Геометрическое лото»
Цель: учить различать предметы по форме и цвету, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
«У кого какая фигура»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру; развивать цветовое восприятие, внимание, память, речь.
«Вкладыши»
Цель: научить соотносить геометрические фигуры по цвету и форме, закреплять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, цвет (основные цвета).
«Найди свой домик»
Цель: учить находить такую же фигуру
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
,Сравни предметы по высоте,
,Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,Дальше - ближе (предложить по рисунку определить положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
«Большой и маленький»
Цель: определить величину предмета, развивать речь
«Подбери колеса к машинам»
Цель: определять размер машины и подбирать соответственно колеса
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
,Какого цвета не стало,
,Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Разложи по цвету»
Цель: учить соотносить предметы по цвету
"Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета обобщать и закреплять знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
«Крышечки»
Цель: учить классифицировать крышечки по цвету.
Развивающая игра-лото «Цвет»
Цель: учить различать предметы по цвету, развивать речь, память, внимание.
«Укрась картинки»
Цель: учить подбирать крышечки по цвету и накладывать их на картинку в соответствии с цветом предмета.
«Разложи машинки по цвету»
Цель: учить различать и называть основные цвета.