МААМ-картинки

Особенности предшкольной подготовки детей в логопедической группе

татьяна поздеева
Особенности предшкольной подготовки детей в логопедической группе

Переход ребенка из детского сада в школу приводит к различным изменениям в жизни ребенка и зачастую связан со стрессом. Для того чтобы ребенок с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, необходимо готовить его к обучению еще в детском саду. Помимо реализации программы массового детского сада для воспитателей логопедических групп приоритетными являются коррекционно-воспитательные направления, т. е весь педагогический процесс должен быть пронизан решением речевых задач и непосредственно связан с работой логопеда. Такая подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.

Публикация «Особенности предшкольной подготовки детей в логопедической группе» размещена в разделах

Каждому специалисту, работающему с детьми данной категории, важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой, вследствие этого воспитателями логопедических групп решаются следующие коррекционные задачи:

-проведение групповых занятий по познавательному, речевому и социально-коммуникативному развитию на основе «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;

-закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

-систематический контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей;

-развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, осуществляющейся как на занятиях, так и повседневной деятельности, т. е происходит «оречевление» всех режимных моментов;

-развитие артикуляционной и пальчиковой моторики – процессов,тесно связанных с речевой функцией.

Известно, что развитие интеллектуальных способностей, в том числе и речи, тесно связано с развитием мелкой моторикой рук. Хорошо развитая моторика рук ребенка в дальнейшем поможет избежать затруднений в овладении навыком письма в школе. Письмо - сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти всей руки. Овладение навыком письма- длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко, поэтому подготовительную работу необходимо начинать уже с самого раннего дошкольного возраста - с упражнений, на первый взгляд далеких от письменных, но приближающих ребенка к успеху: рисование, лепка, аппликация. Систематическая работа по тренировке моторики рук влияет на развитие речи, улучшает внимание, память, глазомер.

Еще известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «источник способностей детей на кончиках пальцев». Педагоги широко используют в своей работе комплексы упражнений по развитию тонких движений пальцев рук:

-упражнения в раскрашивании, штриховке, обводке трафаретов, рисование орнаментов,лабиринтов;

-выкладывание фигурок из палочек;

-игры с пальчиками (изображение при помощи пальцев различных фигурок,инсценировка рифмованных историй, сказок);

-упражнения с резиновыми шипованными мячами разных размеров и шариками «Су-джок»;

-«расскажи стихи руками»- показ содержания стихотворения выразительными движениями рук и тела;

-пальчиковый и теневой театр;

-работа в специальных прописях для дошкольников.

Для работы воспитателям рекомендуется использование рабочей тетради -Граб Л. М. «Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР». Тетрадь содержит задания, способствующие развитию графических навыков, и задания по конструированию.

Особое внимание необходимо уделять - правильному положению ребенка при работе за столом, т. к. неправильная посадка ребенка может привести к нарушению осанки, зрения и перенапряжения мышц руки.

Очень важно для детей, вступающих в школьную жизнь-не иметь проблемы в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, ведут к изменениям в эмоциональной сфере. На помощь приходит педагог-психолог, который проводит подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы, а также формирование и развитие коммуникативных навыков. Для коррекции этой сферы педагоги могут использовать следующее:

-имитационные игры;

-выражение своего эмоционального состояния в рисунках, театрализации;

-обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

-психологические тренинги, релаксация;

-психогимнастика.

Одним из важнейших компонентов вступления ребенка в школьную жизнь является его физическое здоровье. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, поэтому необходимо помогать детям уже в дошкольном возрасте - формировать здоровый образ жизни, активно используя здоровьесберегающие технологии. В своей работе с детьми педагоги ДОУ могут использовать следующее:

-элементы «технологии раскрепощенного развития» В. Ф. Базарного, а именно: образовательная деятельность в группах проводится в режиме смены динамических поз,занятия проводятся в режиме движения наглядного демонстрационного материала, для этого воспитатель использует «сенсорные кресты».

-точечный массаж;

-дыхательная гимнастика;

-прием кислородного коктейля;

-работа фитобара, с использованием аромотерапии.

В логопедической группе особенно важно иметь тесный контакт с родителями, т. к. наилучших результатов можно добиться, если родители под руководством педагогов будут осуществлять заинтересованную, активную и действенную работу по преодолению дефектов у детей. Повышению родительской компетентности на современном этапе способствуют различные формы работы, в том числе нетрадиционные:

-проведение «Недели семьи» по типу досугов, КВН, развлечений, семейных праздников;

-заседания круглого стола;

-семинары – практикумы;

-тренинги для родителей;

-мастер-классы.

Публикации по теме:

Профилактика школьной дезадаптации (опыт работы) Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности предшкольной подготовки детей в логопедической группе
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 16:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД