Получи документы

Особенности организации и проведения диагностики и коррекционно-диагностической помощи детям с нарушениями в развитии

Юдина Анастасия Владимировна
Особенности организации и проведения диагностики и коррекционно-диагностической помощи детям с нарушениями в развитии

Диагностическая деятельность учителя-дефектолога

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Федеральный государственный общеобразовательный Стандарт ФГОС определяет основные требования к содержанию образования, а также привносит в современную деятельность общеобразовательной организации регламентацию деятельности всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя-дефектолога.

Публикация «Особенности организации и проведения диагностики и коррекционно-диагностической помощи детям с нарушениями в развитии» размещена в разделах

В своей деятельности учитель-дефектолог опирается на знания из различных областей педагогических, психологических наук. Учитывая многообразие педагогических технологий, которые применяют современные учителя, различие способов психологического воздействия, учитель - дефектолог является тем специалистом, который может и должен определить коррекционно-развивающие подходы к построению обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, определить то основное содержание коррекционной программы, которое будет способствовать расширению возможностей ребенка с ОВЗ.

Диагностика, осуществляемая учителем-дефектологом является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами Центра. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими данными и обсуждаются со всеми специалистами на ПМПк.

Цель дефектологического обследования состоит в установлении усвоенного детьми объема знаний, умений и навыков, выявлении трудностей, которые они испытывают в процессе овладения новыми понятиями и видами деятельности, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и тех условий, при которых они могут быть преодолены.

2. ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации

Процедура знакомства и изучения сферы возможностей ребенка, имеющего различные проблемы личностного характера, начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, которая может быть представлена родителями (лицами, их заменяющими). Как правило, это может быть: медицинская карта, личное дело ребенка. Знакомясь с медицинской документацией, учитель-дефектолог должен обратить внимание на следующие показатели:

диагностические показатели : характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций; динамика эмоционального и интеллектуального развития; преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости; фиксируются особенности развития ребенка в соответствии с возрастными показателями;

• наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания;

• наличие врожденных и приобретенных пороков развития. Обращается внимание на состояние и функционирование внутренних органов и систем организма;

Особое внимание уделяется заключениям офтальмолога, отоларинголога, невропатолога и психиатра.

Помимо медицинских документов учитель-дефектолог должен познакомиться с психологической и педагогической характеристиками ребенка, представленными в личном деле. В этих документах раскрываются знания, умения и навыки, которыми обладал изучаемый ребенок на возрастном этапе, а также характер успешности/неуспешности в учебной деятельности, деятельности, соответствующей его возрасту. Может быть рассмотрена познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера и особенности характеристик личности ребенка.

Специалист знакомится с работами детей: для детей, обучающихся в школе, анализируется состояние рабочих тетрадей, если они были представлены. Отмечается внешний вид тетради, характер выполнения письменных работ, ошибки при письме и т. д. Данные, представленные в сопровождающей документации соотносятся (в обязательном порядке) с предварительным наблюдением.

2.2. Психолого-педагогическое изучение познавательных возможностей ребенка

Цель наблюдения заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе наблюдения фиксируются показатели, соответствующие возрастным показателям.

Использование метода беседы в психолого-педагогическом изучении познавательных возможностей в ходе беседы, при первичном контакте с ребенком, при определении состояния и точности представлений о себе и об окружающем мире, учитель-дефектолог уделяет внимание следующим показателям, которые очень важны для понимания своеобразия развития познавательной сферы ребенка, младшего школьного возраста:

• точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д. ;

• характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности);

• представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде, дожде и т. д.);

• умение ориентироваться в пространстве;

Поэтому чрезвычайно важно правильно уметь отбирать диагностический материал с учетом возрастных новообразований (уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, состояния ведущей деятельности, типичных видов деятельности, уметь четко формулировать инструкцию к заданию, оказывать различные виды помощи и учитывать уровень выполнения и принятия помощи, анализировать и грамотно интерпретировать полученные результаты. При процедуре обследования детей 6-7 лет проводится количественно-качественная оценка результатов обследования умственного развития школьников.

2.3. Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности

Для экспериментально-психологического изучения познавательной деятельности необходимо использовать методический материал, предложенный к. п. н., профессором Забрамной Софьей Давыдовной. Данный диагностический набор применяется специалистами нашей страны в течение многих лет, позволяет за непродолжительное время (20-30 минут, при правильном отборе материала) собрать сведения, позволяющие определить «зоны риска».

Специалистами Центра разработаны авторские протоколы обследования за основу взяты диагностический материал С. Д. Забрамной, Семаго, Л. И. Переслени. По протоколу изучение учебных навыков учащегося младшего школьного возраста, берем за основу содержание программного материала соответствующего класса.

Учителями – дефектологами Центра разработан мониторинг дефектологического обследования детей младшего школьного возраста.

Для дальнейшего уточнения состояния и возможностей познавательной деятельности ребенка с ОВЗ, определения направлений коррекционно-развивающей работы необходима долгая и скрупулезная работа всех специалистов, заинтересованных в успешной адаптации ребенка с ОВЗ. Среди основных методик могут быть использованы следующие (с учетом возраста, возможностей, состояния ребенка) :

1. Для исследования восприятия:

• таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения

«почтовый ящик» (коробка форм);

• таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной);

• набор предметных картинок, разрезанных на части;

• картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «в центре»;

• методика «Прогрессивные матрицы Равенна».

2. Для исследования памяти:

• таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания ( возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрически фигур и т. д.);

• бланки для запоминания 10 слов;

• картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика Л. Н. Леонтьева);

• пиктограмма (Методика А. Р. Лурии);

• бланки с текстами для воспроизведения.

3. Для исследования внимания:

• бланки корректурных проб (методики Бурдона, Пьерона – Рузера, кодирование Векслера);

• таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова);

• таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0+ +0) (методика Рыбакова);

• таблицы Шульте;

• таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера) и т. д.

4. Для исследования мышления:

• таблица с изображением 4 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории);

• таблица с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным;

• таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей;

• бланки с заданием на выделение существенных признаков;

• бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»;

• таблицы с пословицами и поговорками;

• сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов - понятий;

• набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий);

• набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации;

• таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием);

• таблицы с загадками;

• бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу);

• таблицы и карточки для проведения «обучающего» эксперимента (методика А. Я. Ивановой);

• таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).

Помимо особенностей познавательной и физической сфер, важное место в деятельности учителя-дефектолога занимает определение учебных затруднений, возникающих у ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Для этого учителю-дефектологу необходимо четко ориентироваться в содержании образовательной программы для учреждений общего образования, а также для специальных (коррекционных) учреждений.

2.4. Составление психолого-педагогической характеристики

На основе полученных в ходе обследования данных, которые оформляются в соответствующем протоколе обследования, составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, его потенциальные возможности. Проводится соотносительный (динамический) анализ состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка с ОВЗ, универсальные учебные действия как основной показатель индивидуальных достижений.

Как правило, в характеристике отражаются следующие показатели: общие сведения о ребенке, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, особенности речи, особенности внимания, особенности восприятия, особенности памяти, особенности усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личностных проявлений. Анализируя данные психолого-педагогического обследования, учитель-дефектолог выявляет ведущую проблему в процессе обучения ребенка, определяет сохранные стороны развития ребенка, а также формулирует приоритетные направления последующей коррекционно-развивающей работы.

Данное направление реализуется в ходе психолого-педагогического консилиума, комиссии и основывается на следующих принципах: комплексности, последовательности, учета возраста и потенциальных возможностей ребенка, наглядности и др.

Коррекционно-развивающая, индивидуальная программа может быть определена на различные периоды, в зависимости от возможностей, как самого ребенка, так и образовательной среды, созданной в учреждении. В процессе проведения психолого-педагогического обследования проводится и консультирование родителей (лиц, их заменяющих, где также могут быть определены основные направления работы с родителями, педагогами.

Консультирование родителей и педагогов включает в себя следующие направления:

• адекватное состоянию ребенка использование воспитательных мер – стимулирование, порицание, др. ;

• определение основных рекомендаций по формированию образовательного маршрута, коррекционной программы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В последний день зимних каникул в гости к воспитанникам отделения помощи, семье,.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации и проведения диагностики и коррекционно-диагностической помощи детям с нарушениями в развитии
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 13:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД