МААМ-картинки

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

Виктория Розум
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия (УУД) способствуют :

• Пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

• Принятию активной позиции, умении успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

• Готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

На современном этапе внедрения ФГОС коррекционно-развивающая работа, как часть образовательного процесса, направлена на формирование универсально учебных действий у обучающихся - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. (Децентрация — характеристика мышления, способность индивида видеть различные точки зрения на объект. Другими словами, объект или явление человек рассматривает не только со своей собственной позиции, но и с позиции другого человека. Термин введен в психологию Жаном Пиаже для описания развития детского мышления. Децентрация является результатом преодоления эгоцентризма мышления и окончательно формируется к возрасту 11-12 лет).

В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебными действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. А также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

На сегодняшний день в системе образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию начальной школы проблематично достижение требуемых ФГОС результатов. В каждой подготовительной группе, и в каждом классе начальной школы есть от одного до нескольких учащихся, которые плохо справляются с учебной программой. Такие вопросы решает система коррекционно-развивающей работы. Реализация ФГОС предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.

Система коррекционной работы по формированию

универсальных учебных действий

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В своё время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика» : «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте: окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нежную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок». На сегодняшний день, в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.

Принципы и приёмы коррекции

Принципы педагогической коррекции:

Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.

Комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитании.

Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.

Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития.

Индивидуализация коррекционно- педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.

Характеристика принципов психологической коррекции:

Единство диагностики и коррекции - принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы.

Нормативность развития - коррекция этому принципу строится как учёт последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

коррекция «сверху вниз»- коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Коррекция «снизу вверх» - при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.

Системность развития психической деятельности - необходимость учёта в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.

Деятельностный – принцип, определяющий предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.

Характеристика принципов логопедической коррекции

Системность – изучение речи, её развитие; коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

Комплексность-устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого- педагогический характер.

Принцип развития - выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка

Онтогенетический – учёт в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи

Учёт этиологии, механизмов, симптоматике и структуры нарушения речи – установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы взамен пострадавшего звена.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приёмы коррекции.

Приё мы педагогической коррекции:

приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития;

специальные приёмы организации обучения;

логические приёмы переработки учебной информации;

приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приё мы психологической коррекции:

доверие к личности ребёнка;

формирование реально осознаваемых /действующих мотивов поведения;

анализ конфликтных ситуаций;

безусловное принятие;

игнорирование;

эмоциональное поглаживание;

ассоциации;

сочувствие;

обратная связь;

моделирование желаемого поведения;

релаксация;

Приё мы логопедической коррекции:

повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;

изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;

выделение определённого звука из ряда других звуков;

дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;

дифференциация звуков по принципам твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

отхлопывание, отстукивание ритма;

приём удлинения и варьирования слогов;

анализ и синтез слогов и слов;

сопоставление и распространение предложений, рассказов;

употребление и преобразование грамматических форм;

выделение ударных и безударных гласных;

рисование буквы;

конструирование букв;

обводка, штриховка букв;

логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т. д.

Данные приёмы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет о самостоятельной деятельности детей средней группы с лэпбуком «День Победы» и макетом боевых действийФотоотчет о самостоятельной деятельности детей средней группы с лэпбуком «День Победы» и макетом боевых действий Цель: формировать у детей средней группы представление о великой Отечественной войне. Задачи: - познакомить детей с военной техникой,.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры»Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры» Готовясь к занятиям по математике, часто сталкиваюсь с проблемой, где найти наглядные пособия для сравнения по высоте. И тут пришла идея.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 23:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД