Папки-передвижки

Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Тихомирова Ольга
Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование представлений о животном мире — одна из составных частей процесса экологического воспитания дошкольников — предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой.

Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Публикация «Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (напри-мер, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам (12, с. 67).

Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное от-ношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира, не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (собака, птица, кошка, белка и др., но и незаметным, непривлекательным (ящерица, лягушка, муравей и пр.? Для этого воспитатель на занятиях использует различные методы и приемы, которые помогают сформировать конкретные представления о животных.

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы по-упражнять ребенка в нравственных поступках. Например: на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли будет ему в помещении, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут.»). Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого и т. д. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь. (8,с. 45)

Человек — друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следит за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа : вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь. Вместе с тем осуществляет профилактику травматизма, обеспечивает охрану жизни и здоровья ребенка.

Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы (22, с. 153)

а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движений, питания, размножения);

б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

в) приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению представлений о животном мире, на основе которых у ребят вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.

Огромное значение в формировании знаний о животных имеет игра. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. (12, с. 164)

Большое влияние на экологический образ детей оказывают природоведческие игры, содержание которых является инсценирования какого-либо предмета - так называемые игры драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движением. Подобные игры формируют так же правильное запоминание текстов и движений.

Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Очень важно пользоваться словесными поощрениями за каждый правильный ответ, быстро найденный ответ, привлекая к нему внимание детей. Положительные примеры содействуют активизации речи у всех детей.

При ознакомлении детей с животным миром используют дидактические игры с предметами, настолько - печатные и словесные.

Предметные игры помогают детям уточнить, конкретизировать и обобщать представления о свойствах и качествах предметов, формируют умение обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшем дошкольном возрасте.

Настолько - печатные игры - «Зоологическое лото», «Малыши», парные картинки и другие дают возможность систематизировать знания детей о животных, формировать умения по слову воспитателя восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ними).

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и другие) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функции и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сосредоточенность, сообразительность, быстроту реакции, связанную речь. (16, с. 165)

Наряду с перечисленными играми в работе с детьми старшего дошкольного возраста используется большое количество игровых упражнений («Найди детеныша», «Узнай маму» и т. д.) игровые упражнения помогают различить предмет по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют при закреплении усвоенных знаний.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Зоопарк» и т. д.) имеют опреде-ленное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. В старшем дошкольном возрасте игры-занятия используют, как часть занятия.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др. дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к животному миру. (16, с. 57)

В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике и т. д., при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого характера, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о природе взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на развитие игры оказывают рассказы тружеников села - доярки, свинарки и т. д. Живое общение со взрослыми вызывает интерес у детей к их труду и обогащает содержание игр. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением животных попарно. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют животных по определенным признакам, делают обобщения.

Словесные игры - это игры содержанием, которых является разнообразные знания, имеющихся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках предметов словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту, реакцию, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно».

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он соблюдает одно правило и тут же его применяет. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выходит из активного участия в игре - он руководит со стороны, помогает детям. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Уже в средней группе обучение игре другое. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно выделяет 1-2 важных правила. (16, с. 154)

По ходу игры еще раз напоминает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе рассказ о содержание, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает исправить ошибки. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадками животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка с цыплятами», ««Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волк и овцы». Подражая действиям, имитируя звуки дети закрепляют знания; получаемая в игре радость способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, которые отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр; они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. (14, с. 214)

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, как следует уточнить, расширить.

При объединенном содержании игр педагог обогащает знание детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержанием игр. Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для развития творческих игр природоведческого содержания; в группах должны быть специальные наборы игрушек-животных, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус». Младшим детям хорошо давать несложные задания: «Найди по листку дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -самый большой, поменьше, маленький», которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Особое значение игры имеют в младшей и средней группе. Старшие дети уже могут определить оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделить отдельные части растений. (16, с. 143)

К настольно-печатным играм относятся игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» - в этих играх уточняются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словами, которые либо предваряют восприятие картинки, либо сочетаются с ними. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих, и используются в повседневной жизни.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природными материалами во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки. Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс позна-ния природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 29 июня 2022 в 10:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД