Папки-передвижки

Диагностика фонематических процессов у дошкольников

Евгения Петелько
Диагностика фонематических процессов у дошкольников

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих их динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития у дошкольников.

В ее задачи входят:

• определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

• выявление динамики развития фонематических процессов у дошкольников для осуществления коррекции имеющихся отклонений.

Публикация «Диагностика фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Разбираемся в терминологии в целом. Часто даже логопеды между собой спорят, фонематический слух и фонематическое восприятие это одно и то же или разные вещи? Почему так происходит? Потому что логопедия и терминология в логопедии не самостоятельны. Логопеды взяли терминологию из психологии, лингвистики, медицины. И произошла неминуемая путаница. Как разобраться в этом с точки зрения практики, ведь если вам про фонематические процессы будет рассказывать лингвист – это будет одно, учитель русского языка – это будет второе, невролог – это будет третье. Итак, фонематические процессы это : 1. фонематическое восприятие; 2. фонематический анализ; 3. фонематический синтез; 4. фонематические представления. Теперь о каждом из этих компонентов поподробнее. Фонематическое восприятие – это процесс узнавания и различения фонем, в развитии которого главная роль отводится речеслуховому и речедвигательному анализаторам (дифференциация фонем на основе слухового восприятия и слухо-произностительная дифференциация фонем). То есть, когда мы проводим обследование фонематического восприятия, мы должны отдельно посмотреть, как ребё нок производит: а) дифференциацию фонем на основе слухового восприятия (речеслуховой анализатор); б) слухо-произносительную дифференциацию фонем (речеслуховой + речедвигательный анализатор). В первом случае вся суть сводится к тому, как ребёнок дифференцирует фонемы на слух. Он может здесь вообще молчать, это может быть даже безречевой ребёнок. Логопед выдаёт инструкцию, и ребёнок реагирует. А мы по его реакции понимает – различает он эти звуки или нет. Например, классическое задание с картинками-квазиомонимами. Покажи, где зуб, где суп? Где дочка, где точка? При слухо-произносительной дифференциации фонем мы проверяем взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Например, мы просим уже повторить те же самые слова-квазиомонимы. Повтори за мной – зуб-суп, дочка-точка. Или слоги с оппозиционными фонемами : па-па-ба, да-да-та и т. д. То есть, ребёнку это не просто нужно услышать, но и ещё перевести всё в речедвигательную продукцию. Соответственно, если ребёнок на слух всё хорошо дифференцирует, но испытывает трудности при повторении за логопедом слогов или квазиомонимов, мы можем сделать вывод, что проблема здесь не с различением звуков на слух, а с перекодировкой и с двигательным анализатором. В норме дифференциация фонем на основе слухового восприятия должна завершиться к 2-м годам, то есть, в два года ребёнок различает все звуки родного языка. Но в произношении дифференцировать все звуки он начинает позже. В норме до 3- лет ребёнок должен разобраться в произношении со всеми звуками раннего онтогенеза. До 4-х лет – звуками раннего онтогенеза и со свистящими и т. д. Фонематический анализ – процесс расчленения слова на фонемы, входящими в их состав. Бывает простым и сложным: *Простой фонематический анализ : определение наличия или отсутствия звука в слове, определение места звука в слове (начало, середина, конец); *Сложный фонематический анализ : последовательность, количество звуков в слове и их место по отношению к другим звукам. Этот анализ формируется за счёт сформированной дифференциации фонем на основе слухового восприятия. Фонематический синтез – это процесс восстановления искусственно разделённой речи. То есть, логопед называет слово по звукам: С О К, а ребёнок должен назвать слово целиком. Фонематические представления – это процесс более сложного порядка. Фонематические представления – процесс фонематического анализа и восприятия на уровне умственных операций (т. е. про себя). Фонематические представления развиваются на основе слухо-произносительной дифференциации, способности расчленять слова на звуковые единицы и умению сопоставлять слова между собой по выделенной фонеме. По сути, это то же самое, что фонематическое восприятие и фонематический анализ, только во внутреннем умственном плане. То есть, если логопед хочет проверить фонематический анализ, он спросит у ребёнка, есть ли в слове «собака» звук С? А в слове «дом» есть ли звук С? А если, хочу проверить фонематические представления, то тогда, логопед покажет ребёнку картинку собаки, и называть её не будет. Ребёнок тоже не будет её называть. И когда логопед спросит: в этом слове, есть ли звук С? То ребёнок про себя назовёт её собакой, про себя подумает, есть ли там звук С и дальше уже ответит. Фонематическое восприятие в норме развивается спонтанно, без всякого обучения, просто ребёнок находится в среде и овладевает слухо-произносительной дифференциацией фонем и дифференциацией фонем на основе слухового восприятия. Остальные фонематические процессы формируются в ходе специального обучения. Пусть это будет, мама, которая обычно ребёнка обучает, играя с ним в игры. Например, «Города» (Москва – тебе на А) и подобные. То есть, мама обращает внимание ребёнка на тот факт, что слова состоят из кусочков. Детям же с речевой патологией необходимо целенаправленное обучение по всем фонематическим процессам. Им не справиться. Им нужно помогать. И самое главное, это развитие и обучение должно быть завершено до момента поступления в школу. Обязательно дошкольному логопеду нужно убедиться, что фонематические представления у ребёнка тоже сформированы. И если ребёнок в уме не может посчитать нужное количество звуков, то дальше, когда он начнёт различать буквы, писать, подключать зрительный анализатор, не сможет совместить всё в единое целое, и на письме, всё равно, будут ошибки. Поэтому качественная диагностика и целенаправленное развитие фонематических процессов, в дошкольном возрасте является эффективной мерой предупреждения и коррекции нарушений в устной и письменной речи.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика фонематических процессов у дошкольников
Опубликовано: 1 июня 2022 в 11:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика фонематических процессов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Петелько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД