Получи документы

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста (10 фото)

Вера Чапурина
Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как

- фонематическое восприятие,

- фонематический анализ и синтез,

- фонематическое представление.

Напомню, что представляют собой фонематические процессы.

- Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

- Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Есть простой и сложный фонематический анализ.

- Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.

Публикация «Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Если способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка, понижена или отсутствует, то это говорит о фонематическом недоразвитии либо отсутствии фонематического развития.

Каждый логопед обязательно обследует состояние фонематических процессов у детей.

Я сегодня хочу представить свой альбом по обследованию фонематических процессов, который я составила для своего удобства и для большего интереса к заданиям во время обследования у детей. Я его создала, опираясь на «Методику психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи» Г. А. Волковой.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Фото №1 ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают как фонематическое восприятие фонематический анализ и синтез фонематическое представление

Далее публикую тот материал, который есть в альбоме.

В альбоме большинство заданий сопровождается картинками.

Простой (элементарный) фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова.

Инструкция:

Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ?

Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?

Слышишь ли ты звук [С] в слове МАСКА?

Фото №2 Напомню что представляют собой фонематические процессы

Выделение начального ударного гласного звука из слова.

Инструкции:

«Какой звук ты слышишь в слове Аня? Оля? Утро? Ира? Эхо?

Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ?

Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА?

ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК?

(Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонирован но, т. е. выделяя его голосом).

Дифференциации звуков по противопоставлениям

Инструкция: Повтори пары слов.

Мишка – миска.

Уточка – удочка.

Рожки – ложки.

Точка – дочка.

Веня — Феня; мышка — мишка; уши — ужи, сайка – зайка;

укол — угол; маска — Машка; шаль - жаль; лук — люк,

кол — гол; шайка — чайка; сок — цок.

Фото №3 Фонематическое восприятие это умственные действия по выделению и различению фонем по определению звукового состава слова

Сложный фонематический анализ

Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине)

Инструкция:

«Где находится звук [С] в слове СОК, в слове ФИКУС, в слове ЛИСА?»

«На каком место стоит звук [С) в слове САНИ, в слове ОСА, в слове НОС?»

Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] в начале слова; в слове ОСА – в середине слова; в слове НОС – в конце слова».

Звук [С] логопед произносит интонированно в изолированном положении и в составе слов.

Фото №4 Фонематический анализ это операция мысленного разделения на составные элементы фонемы разных звукокомплексов сочетаний звуков слогов и слов

Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция:

«Какой звук ты слышь в начале слова СССАНИ?

«Какой звук ты слышишь после звука [С]? САААНИ»

«Какой звук ты слышишь после звука [А]? САНННИ» .

«Какой звук ты слышишь после звука [Н]? САНИИИ».

Логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить. Звуки другого предложенного ребенку слова логопед может произнести несколько менее интонировано, если ребенок правильно определил последовательность звуков в первом слове.

Фото №5 Есть простой и сложный фонематический анализ

Определение количества звуков в слове.

Инструкция:

«Сколько звуков в слове МАК?»

«Сколько звуков в слове МУКА?»

«Сколько звуков в слове КОМОК?»

Фото №6 Фонематический синтез это мысленный процесс соединения частей в целое

Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе безусловно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д.

Фонематический синтез

Составление слов из звуков.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:

[С], [А], [Т];

[Д], [О], [М];

[Р], [У], [К], [А];

[П], [О], [Ч], [К], [А].

Фото №7 Каждый логопед обязательно обследует состояние фонематических процессов у детей

Инструкция:

Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

[М], [О], [С];

[О], [Л], [Б];

[У], [Ш], [А], [Б];

[А], [М], [Р], [К], [А].

Фото №8 Я сегодня хочу представить свой альбом по обследованию фонематических процессов который я составила для своего удобства и для большего интереса к заданиям во время обследования у детей

Фонематический синтез

Выбрать картинку на определенный звук.

Инструкция:

Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.

Фото №9 Я его создала опираясь на Методику психолого педагогического обследования детей с нарушениями речи Г

Назвать слово на определенный звук.

Инструкция:

Ребенку предлагается назвать те слова, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [Ш]: шапка, штаны, шарик, кошка, мышка, карандаш, гуашь. И т. д.

Публикации по теме:

Частушки к 8 марта для детей среднего и старшего дошкольного возраста Частушки к 8 марта, для детей среднего дошкольного возраста 1. Мы веселые ребята, Пусть еще мы малыши. Мы споем для вас частушки, Вас поздравим.

Лэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тематический лэпбук «Пешеходный светофор» Актуальность: С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Игры-эстафеты для детей среднего и старшего дошкольного возраста Игра «Паровозик» Цель – добежать до точки назначения, преодолевая препятствия. Ход игры. Дети берутся за плечи друг другу. Можно для начала.

Колядки к Рождеству Христову для детей среднего и старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагаю колядки к Рождеству Христову,для детей среднего и старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2022 в 15:31
+225Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД