МААМ-картинки

Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений

Ирина Толстыгина
Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений

Из опыта работы Толстыгиной Ирины Юрьевны, музыкального руководителя МБДОУ № 46 г. Красноярск. Высшая квалификационная категория.

Предисловие.

В жизни каждый из нас сталкивался с тем, что когда-то что-то ты делаешь впер-вые. Не знаешь, с чего начать, не понимаешь, как отличить второсте-пенное от главного, ведь ты ТАКОГО ещё не делал. И только в процессе, шаг за шагом, эмпирическим путём (если у тебя нет особого к этому дара и таланта, по наитию ты приходишь, наконец-то, к пониманию, что нужно для выполнения определённого вида требуемой от тебя работы. И сегодня я хотела бы поделиться своим опытом с теми, кто впервые решил испытать свои силы в постановке детского театрализованного представления с детьми с ОВЗ. В нашем саду - это опорно-двигательный аппарат, нарушение речи.

Публикация «Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений» размещена в разделах

Все, кто хоть раз готовил показ театрализованного представления силами до-школьников знают, какой это невероятный по силе отдачи труд, требующий от педагога огромной психо — эмоциональной напряженности, терпения, предан-ности своему делу и веры в детей. Я не говорю в полной мере о тех спектак-лях, которые готовят с детьми в детском саду для местного показа, где всё, что приготовили дети - это мило и здорово в любом случае! Особенно для родителей.

Я говорю о подготовке и показе конкурсных работ на «большой» сцене и на оценку — как, например, наша городская «Театральная жемчужина», где выверено должно быть всё - от костюмов до взгляда ребёнка. Нет, я не умаляю труд детей и взрослых в первом случае - это, без сомнения, важно и нужно. Но и ставить знак равенства тоже как-то некорректно.

Сжатые сроки подготовки, когда у тебя, как у музыкального руководителя, ник-то не отменяет музыкальные занятия, когда ты параллельно готовишь группы еще и к утренникам либо развлечениям, когда дети обязаны проходить физио-процедуры, массажи, а есть еще обязательные занятия непосредственно в группах (НОД, от которых их не освобождают. Да еще много и много чего. Такая вот будничная проза. Думаю, не только в нашем саду. Режим есть режим.

Я к чему это такое долгое предисловие исполняю? Это к тому, что когда говорят о том, как это прекрасно, как это увлекательно и как это красиво - надо всегда помнить, что за каждой постановкой спектакля ДАННОГО СТАТУСА, как правило, стоит титанический труд детей и взрослых! И в первую очередь детей! Ведь в процессе подготовки они как бы перестают быть обычными детьми. Они теперь — артисты! И требования к ним совсем другие. Как -то сразу они, эти требования, переходят на порядок выше. И дети к этому не всегда бывают готовы. Сегодня я поделюсь с вами, уважаемые коллеги, основными составляющими в работе музыкального руководителя (на мой взгляд) при постановке спектакля. А так же своими наработками и наблюде-ниями в процессе его подготовки. Описываю основные моменты пошагово.

Итак, шаг первый – выбор детской труппы. Что следует учитывать.

Как говорил великий Константин Сергеевич Станиславский: «Театр начинается с вешалки». В нашем случае - с выбора детей (читай артистов) и подготовки их к работе над постановкой спектакля. Как и у каждого педагога, у меня на примете всегда есть дети, которые уже «показали» себя. На них мы «опираем-ся» как на занятиях, так и на утренниках. Но есть еще и другие дети, которые пока по каким-то причинам не раскрыли свой внутренний творческий потен-циал. Поэтому при отборе детей - артистов важно учитывать всё: характер, волю, память, речь, внимание, желание. Желание - очень сильный мотиватор! И чтобы это желание не обернулось разочарованием, я предпринимаю в самом начале этакую «психолого- разведывательную» операцию. Сразу сделаю акцент, что речь будет идти о детях только старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

В какой - то момент я поняла, что в основном дети не представляет себе осознанно, что им предстоит делать и над чем работать. Мы, педагоги, выбирая детей, эмоционально им рассказываем о конкурсе (это ведь так интересно, о спектакле (сказке, обрисовываем им заманчивую картину - это так здорово выступить за честь сада и т. д. и т. п. Ребёнок вдохновлён и согласен, но в процессе репетиций он часто бывает не готов работать в режиме «non-stop» не из каприза, а в силу своих физических, психологических и индивидуальных особенностей. Например, далеко не каждый ребёнок может и готов принять условия, в которых он не сможет доминировать. Есть и такой момент… И это тоже необходимо учитывать при отборе детей в труппу. Или ребёнок не готов слышать и принимать замечания, которые нужно сейчас же и исправлять, или повторять одну и ту же фразу по несколько раз… Может обидеться, разволноваться и заплакать. Это естественное состояние — ребёнок таким образом себя защищает. И это правильно! Психологический комфорт – это как раз про ФГОСы. Как человек, получивший психологическое образование и даже попробовавший себя какое-то время на этом поприще, убедилась, что часто корни этой неготовности «работы над собой» идут либо от неуверенности ребёнка в своих собственных силах, либо в переоценива-нии своих возможностей, либо в недопонимании ребёнком серьёзности и напряженности предстоящей работы в силу его возраста.

Поэтому, ребёнок должен в самом начале творческого пути в детской труппе ПОНИМАТЬ, что работа предстоит серьёзная и ответственная.

Когда я выбираю детей, я в первую очередь, объясняю ребёнку, что мы будем много работать. Да, это будет интересно, это будет целый детский коллектив, будут красивые костюмы и они, дети, будут выступать на сцене, как настоящие артисты! Но. для этого они должны понимать, что предстоит большая и трудная работа, что никаких слёз и обид на мои просьбы что-то сделать или повторить, не должно быть. Всё, что я ему буду говорить — это только для того, чтобы у нас всё получилось так, как надо - правильно и красиво! Я спрашиваю, согласен ли он без слёз и обид выполнять всё то, о чём я буду его просить… готов ли? Даю ему время подумать. И если он говорит «да», я его беру. Конечно, мы потом и поиграем, и отдохнём, и посмеёмся все вместе, и пошутим друг над другом в процессе работы по-доброму, но это будет потом, а сейчас нужно понимание, что ребёнок готов быть и работать в тех условиях, о которых я ему говорила. Да, я изначально намеренно несколько завышаю планку требований к ребёнку, чтобы потом ему было легче. Может, кому-то это покажется излишне жёстким и довлеющим, но смею вас заверить, что именно после такого рода предварительных бесед мне и детям впоследствии намного легче найти общий язык и преодолеть трудности. Всё честно, открыто и понят-но. Это и есть та психологическая тактика, при которой ребёнок настраивается на определённый тип отношений и интенсивность работы. Затем разговор с родителями ребёнка, их «добро» - и это тоже важно, ведь они с этого момента становятся нашей самой верной и надёжной поддержкой до «финишной прямой». Эта выверенная эмпирическим путём тактика меня еще ни разу не подвела.

И ещё один важный (лично для меня) нюанс- я НИКОГДА не говорю детям о том, что мы (они) ДОЛЖНЫ занять призовое или первое место. Ни в коем случае! Я говорю, что мы должны выступить ДОСТОЙНО, чтобы нас запом-нили! Этим фактом я сохраняю своё и детское психологическое здоровье. Ну, а уж если займём какое -либо место, говорю я, то это будет просто замечательно! Поэтому за много лет моего (нашего) участия в детских конкурсах не было ни одного нервного срыва у детей и слёз по поводу отсутствия призового места. Я щажу детскую психику (да и свою тоже). Радостные мы идём на конкурс и радостные возвращаемся с него! Потому что постарались и выступили ДОСТОЙНО! И это главное!

Тезис первый - ребёнок должен в самом начале творческого пути ПОНИМАТЬ, что работа предстоит серьёзная и ответственная и он к этому ГОТОВ.

Шаг второй– разработка сценария.

Дети выбраны, произведение для показа тоже - самое время приступать к, собственно, написанию сценария, где будем учитывать ВСЕ особенности, касающиеся выбранных нами детей – речь, память, физиологические данные и т. д. Помните фразу: «Краткость – сестра таланта»? Вот это как раз сюда. Ведь всего в 15-ти минутах (а именно столько отведено на показ спектакля) нужно выразить весь смысл и содержание произведения. На первых порах трудно отделить зерна от плевел. И всё-таки надо постараться. В одной фразе уместить как можно больше смысловых компонентов содержания произведения. Для этого выделите для себя основные смысловые точки (можно даже их выписать, чтобы всегда были под рукой, которые помогут в сжатой форме по максимуму раскрыть смысл произведения.

Далее - простота и доступность произносимых фраз речи (не путать с прими-тивностью). Надо выстроить фразы так, чтобы они хорошо ложились на слух, не были труднопроизносимыми, и в тоже время были полны смысла и основного содержания. Потом, в процессе работы, это сэкономит время, кото-рое у нас и без того на вес золота. К тому же, сам ребёнок не будет зациклен на недостатках своей речи и положительный эмоциональный фон сработает на результат изначально.

Тезис второй - необходимо адаптировать текстовый материал под речевые данные ребёнка – персонажа и выделить основные моменты содержания произведения.

Шаг третий - работа над особенностями сценической речи.

Начинается один из самых сложных и интенсивных этапов подготовки. Приступаем к работе над сценической речью. Сразу отмечу, что те приёмы и методы, которые я буду сейчас описывать, это есть ЛИЧНО МОИ методы и приёмы с детьми с ОВЗ. Я о них нигде не читала и не слышала. Мне о них никто не говорил – это только на основании своего собственного опыта и многолетних наблюдений. Можно сказать, что я их «выстрадала».

В силу некоторых особенностей нервной системы у детей с ОВЗ (и не только) я заметила, что, когда дети очень стараются и волнуются, их речь «бежит» неос- мысленная - лишь бы не забыть сказать выученное! А речь, уважаемые коллеги, должна быть осмысленна ребёнком. А иначе, как говорил К. С. Станиславский: «Не верю»!

Поэтому, в первую очередь, я прошу детей для начала выучить скороговорки «Бегемотикам - ботинки, ботики – бурундучку» и «Рыжая лисица облизала всем лица». Это неизменный атрибут для подготовки артикуляционного аппарата к дальнейшей работе и осмыслению сказанного. А еще для повышения концентрации внимания, сосредоточения на произносимых звуках, слогах и чёткости речи. Одна особенность - я учу детей проговаривать эти скороговорки только в умеренном темпе, с расстановкой слов в предложениях и негрубой фиксацией слогов, звуков и окончаний слов. Губы и язык максимально активны. И ни в коем случае не торопиться! Только слушать себя, свой голос и как диктор – правильно, неторопливо и понятно. И так каждую фразу, делая намеренные паузы между словами, но не чеканя. Особый акцент на проговаривание согласных – «р», «т», «п», «б» и т. д. Ребёнок успокаивается, включается произвольное внимание, он чувствует себя увереннее и спокойнее. А внятно произносимые чуть с расстановкой слова обеспечивают детям более успешное «вспоминание» следующих слов и фраз, т. к. слова произносятся не спеша, а «с чувством, с толком и расстановкой» и мысль «не убегает» в сторону. Исходя из этого правила каждое произнесённое слово ребёнком хорошо прослушивается и понимается зрителем.

Особенно это помогает (с психологической точки зрения) детям с подвижной нервной системой, когда волнуясь и торопясь, ребёнок «проглатывает» окон-чания слов, не проговаривает согласные в середине слова и в конце, и тем самым «загоняет» себя и свою речь. В процессе такой достаточно кропотливой работы у детей оттачивается выдержка и умение владеть собой и своей речью.

Приступая к отработке текста по сценарию, так же пользуюсь этими приёмами и методами, проговаривая подобным образом с каждым ребёнком весь текст. Ребёнок уже готов к такой отработке речи с самого начала и дальнейшая наша совместная деятельность по подготовке спектакля продолжается в спокойном для ребёнка (и взрослого) и удобном русле. После отработки особенностей проговаривания текста мы приступаем к общей выразительности роли и эмоциональному её исполнению.

Отсюда тезис третий - ребёнок должен научиться слышать себя и контроли-ровать свою речь.

Вот мои самые основные, необходимые и простые, на мой взгляд, три аспекта, без соблюдения которых я не приступаю к работе над театральной постановкой. Если моя статья вам чем-то поможет – я буду рада.

Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!

С уважением, Ирина Юрьевна.

Стаж педагогической работы — 42 года.

Публикации по теме:

Организация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме в период пандемии Всем жителям России рекомендована самоизоляция, в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции и дистанционное обучение.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2020–2021 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2020-2021 учебный год Задачи М А Д О У на 2020 - 2021 уч. год. : 1. Сохранение и укрепление.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные составляющие работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ при постановке театрализованных представлений
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 17:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД