МААМ-картинки

Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности

САВЧЕНКО ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА
Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности

1 слайд

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников»

2 слайд

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

3 слайд Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

4 слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

5 слайд Поэтому, чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей,

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.

6 слайд Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место.

7 слайд Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как Ю. С. Мануйлов, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова Л. П. Стрелкова, и др.

8 слайд Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам.

Я бы хотела обратить внимание на следующие принципы:

- Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие детей. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

- Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

- Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

• возрастного состава малышей;

• психологической характеристики группы;

• количественного соотношения мальчиков и девочек;

• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

• окружающей социальной практики.

9 слайд Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

При создании развивающей среды группы я учитываю особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Для каждой детской деятельности были оформлены центры. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.

10 слайд Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки».

В данном центре ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры драматизации и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, дикцию выразительность.

11 слайд Центр занимательной математики

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр занимательной математики решает следующие задачи:

• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

12 слайд Центр физической культуры и спорта «Смелые, сильные, ловкие»

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

13 слайд Центр безопасности «Чтобы не было беды»

С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.

Центр безопасности, созданный в группе, позволяет нашим воспитанникам:

-формировать представления о повышенной опасности, исходящей от огня, формировать определенное отношение к источникам пожарной опасности

-понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности

- учить детей ориентироваться в пространстве и выделять на плане выход из помещения

-формировать представление о труде пожарных.

14 слайд Игровой центр

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.

15 слайд Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Центр науки «Хочу все знать»

16 слайд Большой популярностью у детей пользуется центр науки, для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Я уделяется большое внимание развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность детей. Все материалы и оборудование расположено вдоль стены под окном.

17 слайд Такое расположение объясняется соединением уголка экспериментирования с уголком природы. Необходимые для опытов, экспериментов и наблюдений материалы хранятся в контейнерах с маркировкой. Количество контейнеров и содержание в них периодически меняется и пополняется, в зависимости от сбора информации по данной теме. За основу взяты основные темы экспериментальной деятельности дошкольников : «Вода», «Воздух», «Свет и цвет», «Звук», «Движение», «Электричество», «Магниты».

Результаты опытов, наблюдений дети фиксируют в своих «Дневниках наблюдений». Работа с дневником позволяет развивать умения схематически составлять последовательность, выстраивать логическую цепочку процессов, фиксировать в памяти ребёнка ход наблюдения.

Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром и природой так же расположены в уголке экспериментирования и наблюдения. Там же «Календарь природы», позволяющий вести ежедневные наблюдения за погодой. Альбомы «Времена года» дополняют представления детей о сезонных изменениях в природе. Они содержат фотографии, картинки, стихи, приметы по каждому месяцу года.

18 слайд В уголке выделено место для тематических выставок, в создании которых, участвуют как педагоги, так и дети с родителями. Тема выставки зависит от изучаемой темы в детском саду. Личные и совместные коллекции детей также расположены в уголке экспериментирования. Коллекционирование – это один из ведущих методов познания разнообразия окружающего мира детей. Здесь мы видим интересы детей, их увлечения миром. Легко можно каждую детскую коллекцию подвести к участию в эксперименте или сделать результатом эксперимента или наблюдения. В нашем уголке экспериментирования можно найти всё необходимое для выращивания растений и наблюдений за ними.

Особое место занимают детские проекты как индивидуальные, так и совместные. Проект выступает в роли как начала эксперимента, изучения темы детьми, так и заключительного этапа, обобщения знаний. Ребята с удовольствием трудятся над созданием проектов, с большой радостью презентуют их детям. Часто можно наблюдать, как дети самостоятельно рассматривают проекты, делятся впечатлениями об изученной теме, проведённом эксперименте. Вот некоторые темы проектов: «Зачем нужна вода?», «Где работает воздух?», «Какая бывает вода?», «Мой аквариум», «Мой сад», «Опасное и безопасное электричество», «Сила магнита» и т. д.

Хорошо спланированная организация развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитию речи, умению формулировать свои мысли. Родители активно участвуют в оснащении уголка опытов и экспериментирования. Они откликаются на просьбы в пополнении тематических уголков, создании коллекций и выполнении совместных проектов. С радостью участвуют в роли экспертов и жюри при проведении совместных игр, открытых мероприятий.

19 слайд Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой воспитанников посещающих нашу группу свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Список литературы:

1. Давыдов В. В., В. А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989;

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

4. Петровский В. А., Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993;

5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требований к играм и игрушкам в современных условиях»;

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного

санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;

7. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие

реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект);

8. ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 19:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД