Папки-передвижки

Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития

Наталья Желтобрюхова
Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

Публикация «Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

С учётом интересов детей, запросов родителей, региональных особенностей территории были определены следующие задачи образовательной деятельности:

1. Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития ребёнка с ОВЗ;

3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, детьми и взрослыми.

4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

В своей профессиональной деятельности применяю следующие педагогические технологии: «Педагогика сотрудничества», личностно-ориентированные, социо-игровые подходы, здоровьесберегающие, ИКТ. Использую методы: проектный, поисковый, экспериментально- исследовательский, с обязательным применением современного демонстрационного материала. В коррекционной работе учитываю систему принципов: принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, принцип доступности и принцип последовательности и концентричности усвоения знаниями.

Планирование и корректировку образовательных задач осуществляю по результатам педагогического наблюдения, психолого-педагогической диагностики специалистов ДОУ, учитывая индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

На основе комплексно-тематического планирования выстраиваю предметно-пространственную среду группы так, чтобы она была не только новой, но и стимулировала каждого ребёнка к самостоятельному, свободному выбору разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Перестраиваю предметно-пространственную среду, ориентируюсь на следующие принципы: безопасности, доступности, трансформируемости, содержательности, эстетической привлекательности.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса. Содержание, организацию образовательного процесса и развития личности реализую во всех образовательных областях.

Свою деятельность по формированию социально-коммуникативных качеств детей направляю на усвоение личностного отношения ребёнка к соблюдению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Развиваю у воспитанников умение взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности (договариваться, уступать, быть терпимыми и доброжелательными партнёрами, самостоятельно разрешать конфликты). Коммуникативную деятельность реализую через беседы, ситуативные разговоры, игры с правилами, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры. Постоянно обсуждаем с детьми поступки героев рассказов и сказок.

Создаю условия для общения в совместной деятельности детей со сверстниками. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. В результате проделанной работы произошли положительные изменения в поведении детей, в их взаимоотношениях со сверстниками.

Работу по поддержке и содействию сюжетно-ролевым играм детей веду в направлениях : создание игровой среды; обогащение событийным опытом; оказание помощи во взаимодействии в игре. Благодаря этой работе, дети самостоятельно организуют такие игры как: «Кафе», «Театр», «Поездка на природу» и т. д. После каждой игры провожу с детьми рефлексию. Для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Дети частично организуют среду под замысел, используя разнообразные полифункциональные материалы: мягкими модулями могут «огородить» любое угловое пространство, предметы-заместители могут заменить собой недостающую сюжетообразующую игрушку. В группе имеется ширма, представляющая собой многофункциональное оборудование, которое можно использовать как место для уединения и для сюжетно-ролевых игр. Мои воспитанники умеют распределять и принимать на себя различные роли, приобретают разнообразный социальный опыт.

Расширяя у детей положительное отношения к трудовой деятельности, а также для воспитания уважения к труду взрослых, в своей работе применяю: просмотр презентаций; чтение художественной литературы; встречи с родителями с рассказами о своей профессии, о важности их труда для других людей.

Выстраивая свою работу по формированию навыков безопасного поведения в окружающем мире. Эта работа направлена на развитие самостоятельности у детей, понимания и значимости правильного поведения для безопасности своей жизни и здоровья. Создала игровой центр «Безопасность», в котором содержится: картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности; альбомы («Опасные предметы дома», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей»); картотека детских рассказов; презентации, подборка проблемных ситуаций и заданий; игры по профилактике безопасного поведения на дороге («Светофор», «Грамотный пешеход»); виртуальные экскурсии по городу. Большую работу провожу с родителями по применению детьми полученных знаний в повседневной жизни: поделки для выставки; совместные рисунки для альбомов; помощь в изготовлении атрибутов для игр; развлечения и досуги; оформление стендов и родительских уголков. Совместно с родителями разрабатываем памятки по «Правилам дорожного движения», «Правилам перевозки детей в автомобиле» и т. д.

Для достижения стабильных положительных результатов, по освоению детьми основной программы в области «Познавательное развитие», применяю: конструктивные, театрализованные, настольно - печатные, речевые, развивающие, дидактические игры, где дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать логику и мышление. Дети с интересом играют в домино, шашки, кубики, «Деревянный город», «Что изменилось?», «Спрос-переспрос», «Собери букет», «Сказки для всех», которые развивают у детей познавательные и творческие способности, логическое мышление.

Большое внимание уделяю проектной деятельности, которая является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Вместе с воспитанниками и их родителями разработала и реализовала проекты: «Я и моя семья», «Здоровье в лукошке», «Все профессии важны», «Минусинск в моём окне», «Живая вода».

В мини-лаборатории детям предлагаю материал для проведения экспериментов, наблюдений. Разработала и изготовила модели, схемы, для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми составила схемы описания опытов и экспериментов по временам года, где дети обобщают свои знания и делают выводы. Систематически ведём календарь природы, в нём отражаем результаты наших наблюдений. Подобрала настольно-печатные и дидактические игры: «Стань другом природы», «Азбука растений», «Тайны зелёного мира». Совместно с детьми и родителями создала Лэпбуки : «Наш огород», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д.

Особое значение уделяю речевому развитию детей. Реализую следующие задачи – развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря; владение речью как средством общения и культуры, через разные виды игр, театральную деятельность, рассматривание и беседы по картинкам, пересказывание сказок и рассказов, проговаривание пословиц и поговорок, заучивание с детьми наизусть стихотворений. Организовала речевой уголок, в котором собран необходимый материал для работы с детьми: игры и пособия для развития мелкой моторики, тренажёры для развития речевого дыхания, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития : картотека артикуляционных упражнений, словесные игры, физминутки. Для развития ручной умелости использую нетрадиционные техники (перебирание круп, нанизывание бус и пуговиц, обрывание бумаги, скатывание бумажных шариков, работа с массажными мячами.

Оформлен книжный центр, в котором размещены сказки, иллюстрации произведений, портреты писателей, настольные игры по мотивам сказок. В работе с родителями провожу консультации по подбору литературных произведений для чтения дома.

Художественно-эстетическое развитие детей осуществляю в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. В продуктивной деятельности использую различные виды техники (монотипия, тычок жёсткой полусухой кистью; рисование ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография; отпечатки листьев, размещаю технологические карты для самостоятельной работы детей. Такое разнообразие методов и приёмов развивает пространственное мышление, учит свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работать с разнообразным материалом. В группе есть мобильная зона для размещения детских рисунков и поделок.

Художественно – эстетический центр пополнила тематическими альбомами: «Пейзаж», «Натюрморт». Создала картотеку портретов композиторов. Это способствует развитию кругозора детей в области музыки и изобразительного искусства, воспитанию творческой личности. Для развития творческой активности детей совместно с музыкальным руководителем организую досуговую деятельность, в которую включаю музыкально-двигательные этюды, игры-драматизации. Родители активно принимают участие в таких мероприятиях.

Для укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни в группе создана предметно-пространственная среда, способствующая физическому развитию детей : спортивный уголок с нетрадиционным инвентарем: массажные коврики для закаливания, коврики для профилактики плоскостопия, гантели для координации движений. В своей деятельности использую игры и игровые упражнения, направленные на развитие двигательной активности детей, снятие эмоционального напряжения у детей. Организую оптимальную двигательную активность детей, закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, хождение по массажной солевой дорожке, прогулки на свежем воздухе. Информирую и привлекаю родителей к ЗОЖ через совместные спортивные праздники, консультации, памятки.

Работу с родителями строю на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания. Для активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс использую разнообразные формы и методы работы с семьё й: собрания и консультации; совместные экскурсии в музей; дни добрых дел (подготовка группы к новому учебному году). Участие родителей в подготовке и проведении праздников; оформление фотовыставок; совместное создание предметно-развивающей среды на участке и в группе; организация с родителями выставок: «Дары осени», «Ёлочка зелёная иголочка», «День Победы». Родители совместно с детьми участвуют в различных конкурсах и мероприятиях: в городском конкурсе рисунков «Огонь – мой враг» и «Каждой пичужке по кормушке», «Я помню, я горжусь».

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 7 сентября 2022 в 06:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД