Папки-передвижки

Общение ребенка в семье

Елена Желтая
Общение ребенка в семье

Общение ребенка в семье

Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы разнообразно взаимодействующих миров, и, прежде всего, – мира семьи. Ему предстоит провести огромную внутреннюю работу, чтобы получить и упорядочить представление о семье – о родителях, бабушках, дедушках, братьях и сестрах и других родственниках.

Публикация «Общение ребенка в семье» размещена в разделах

На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве, где оба участника чувствуют себя наделенными дарами.

Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.

М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних;

Исследования показали, что есть определенные нарушения семейного воспитания, которые провоцируют агрессивное поведение ребенка.

Вот основные из них:

1. Воспитательные средства, к которым прибегают родители (физические наказания, игнорирование, угрозы)

2. Равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам.

3. Противоречивые эмоциональные состояния у родителей

4. Противоречивые модели воспитания (у папы –«нельзя», а у мамы – «можно»).

5. Частые негативные эмоциональные состояния у родителей.

6. Полное отсутствие запретов и ограничений.

Дети в таких семьях имеют высокий уровень тревожности, низкую самооценку, чувствуют себя отвергнутыми, и тогда их агрессивное поведение – это способ психологического выживания. Разумные запреты и ограничения делают жизнь детей более осознанной, организованной, безопасной и комфортной.

Только взаимоотношение и доверие между родителями и детьми дают возможность избегать конфликтного поведения детей.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию. Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно чувствуют ли они в семье, что их любят

На основе своего жизненного опыта ребенок может выделить по крайней мере четыре обобщенных установки по отношению к родителям и к себе:

- Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

- Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

- Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

- Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое.

По первой установке – это дети с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе с родителями испытывают радость. Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

-Общий положительный эмоциональный фон взаимодействия

-Признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор

Признавая права ребенка, родители в тоже время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок постоянно постигает, находит жизненные истины, которые можно записать понятным для взрослого языком:

1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.

2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы.

3. Я могу ошибиться и учиться на своих ошибках.

4. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.

5. Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это мы не поняли друг друга. Мы сможем это поправить, если захотим.

6. Мои родители часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, то должен учитывать, что они хотят.

Эти базисные пункты могут выделять дети в возрасте 6-7 лет.

По второй установке - такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка. Он рано начинает понимать, как любят его родители, и поведение его переходит все нормы. Он не считается с окружающими, действует наперекор требованиям. Часто окружающие и сами родители видят в этом невоспитанность ребенка, начинают объяснять ребенку, почему так нельзя себя вести, но ребенок не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, что они не менее ценны, чем он. Раз возникнув, позиция я – все, вы ничто – укореняется, так кА ребенок начинает настойчиво защищать всое привилегированное положение.

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь человека. Ребенок должен как можно раньше остаться один на один со своими противоречиями, и он сам сможет осмыслить свое отношение.

У него существуют такие жизненные принципы:

А) Родители существуют ради меня.

Б) Окружающие, даже. Если не говорят этого, восхищаются мной.

В) Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые.

Г) Если другие люди думают не так, как я, они поступают так назло мне.

По третьей установке – эта позиция часто встречается среди «проблемных» детей. Самочувствие ребенка в среде близких ему людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Семьи, в которых может ощущать свою нелюбовь, внешне очень разнообразны. Не всегда дети появляются на свет тогда, когда ждут их и не все дети рождаются, когда они, вообще, нужны. Не редко родители, строя свои жизненные планы представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Недовольство ребенком таким, каков он есть, вызывает у них ощущение, что не ценен. Не любим.

Иногда родителей раздражают, какие-то природные особенности.

По четвертой установке - когда ребенок полностью теряет веру в то, что кто- либо может его любить, что он сам чего- то стоит, он впадает в необычное состояние. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, чтобы заслужить внимание других. Он всем своим поведением говорит: «Оставьте меня в покое». Прежде всего, нужно понимать, что даже очень отличающиеся друг от друга люди ценны и полезны для общества. Отличие ребенка от нас взрослых вовсе не означает, что он плох.

Публикации по теме:

Проект «Моя семья» (старшая группа) Проект «Моя семья» Совместный проект детей и родителей группы №5 «Сказка» ГБОУ СОШ №49 и воспитателя группы Лопатиной И. В. с 17 сентября.

Тематическая неделя: «Моя семья»Тематическая неделя: «Моя семья» В нашей группе прошла тематическая неделя «Моя семья».Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, папах, братьях, сестренках, бабушках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение ребенка в семье
Опубликовано: 21 января 2015 в 15:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД