Лучший педагог года

Обновление образовательного процесса через использование современной образовательной технологии музейная педагогика в ДОУ

Анна Самойлова
Обновление образовательного процесса через использование современной образовательной технологии музейная педагогика в ДОУ

Воспитатель

ГБДОУ №33

Кировского района Санкт-Петербурга,

Самойлова Анна Валерьевна

Оглавление

Введение

1. Теоретические подходы рассмотрения темы…3-7

2. Технология опыта…7-8

3. Создание мини-музея «Волшебная пуговица»…8-11

Вывод…11

Список литературы…. 12

Приложение 1…. 13

Приложение 2…. 14

Приложение 3…. 15

Приложение 4…. 16

Введение

Публикация «Обновление образовательного процесса через использование современной образовательной технологии музейная педагогика в ДОУ» размещена в разделах

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере образования и воспитания детей, создает условия для создания предметно - пространственной среды. А также является одним из средств для формирования разносторонне-развитой личности ребенка. Исходя из этого, можно говорить о значимости музейной практики как в процессе воспитания, так и образования ребёнка. Это технология, которая обладает уникальным потенциалом социально - воспитальной работы, помогает детям постичь культурное наследие человека, развивает интеллект и даёт новые возможности познания мира.

Актуальность данной темы в том, что музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность позволяет систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности. Организация мини - музеев формирует у детей духовно - нравственные, патриотические и социально-коммуникативные качества.

Цель: создание условий для развивающей общеобразовательной среды

как средство для формирования разносторонней развитой личности ребенка.

Задачи:

- создание предметно-развивающей образовательной среды;

- создание мотивации для активного образовательного процесса дошкольника;

- повышение педагогической компетенции педагогов в осуществлении и организации воспитательно-образовательной деятельности;

- развитие познавательных и творческих способностей детей;

- создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания, нравственно-патриотических и социально-коммуникативных качеств личности;

- формировать у детей умение добывать, анализировать и применять полученные знания.

Результативность

Распространение педагогического опыта на разных уровнях: проведение методических семинаров, мастер-классов, тематических методических объединений, конкурсов, конференций и т. д.

В обычном музее ребенок - созерцатель, а в мини-музее ребенок-творец, соавтор. Дети приобщаются к культуре, и к ее замечательному проявлению -музею, приобретут познавательный интерес. У них сформируется ценностное отношение к культуре, истории, обществу и окружению.

1. Теоретические подходы рассмотрения темы

Музей - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное : и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. Поэтому музей можно «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения. Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

• родительские собрания;

• консультации

• индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

• оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

• наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

• соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

• Принцип интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

• Принцип деятельности и интерактивности - мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).

• Принцип природосообразности - мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

• Принцип научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

• Принцип гуманизации и партнерства - мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - ребенок», «ребенок- ребенок».

• Принцип культуросообразности - мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

• Принцип динамичности и вариативности - экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

• Принцип разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

• Принцип регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

При определении содержания необходимо:

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т. д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала - ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ : знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные : проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

2. Технология опыта

Мною был разработан проект «Мини-музей «Волшебная пуговица».

Цель проекта: реализация направления «Музейная педагогика», формирование познавательной активности детей через организацию мини- музея в ДОУ, создать условия для активного участия родителей, повысить свой педагогический опыт.

Задачи проекта:

- обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;

- обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами;

- формировать у дошкольников представления о музее;

- расширять кругозор дошкольников;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

- формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

- развивать творческое и логическое мышление воображение;

- формировать активную жизненную позицию.

Предполагаемый результат: создание мини-музея в ГБДОУ детский сад №33 Кировского района, в группе «Пчёлки».

Содержание проекта.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2019г.)

Цель: создание условий, обеспечивающих реализацию проекта.

2 этап - практический (ноябрь 2019г. - март 2020г.)

Цель: создание мини-музея «Волшебная пуговица» в группе.

3 этап - заключительный, обобщающий (май 2020г.)

Мини-музей появился в нашей группе. Его содержание, оформление и назначение отражает специфику возраста детей. Каждая экспозиция - это маленькое воплощение окружающего нас мира, его тайн, сущности и необходимости в познании, традиций своего народа и истории предметов вокруг нас.

3. Создание мини-музея «Волшебная пуговица»

Все мы хорошо знаем, что музей начинается с коллекции. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и открытий.

А, как известно, «Пуговица - тот свидетель, которому всегда есть что сказать об ушедшей эпохе…»

Ребёнок по своей природе является исследователем мира, в который он пришёл, его первооткрывателем.

Основная задача мини-музея - заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширить представление о целесообразности создания человеком предмета для удовлетворения собственных потребностей; как один и тот же предмет изменялся в зависимости от потребности в нём людей. Такой подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу - как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета.

Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое и настоящее пуговицы.

Мини-музей «Волшебная пуговица» - продукт реализации проекта «Волшебная пуговица» в старшей группе.

Система работы по развитию познавательной и творческой активности детей построена на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Поставленные нами задачи:

Познавательное и речевое развитие:

- познакомить детей с пуговицами, с их историей и ролью в жизни человека;

- развивать связную речь детей, обогатить ее новыми понятиями.

- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной деятельности;

- формировать у детей дошкольного возраста умение рассказывать о предмете коллекции.

Социально-коммуникативное развитие:

- способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями, педагогами;

- продолжать сотрудничество: «родители - дети - воспитатель»;

- объединить всех участников образовательного процесса в общем деле - создание коллекций мини-музеев;

- поощрять попытки детей по собственной инициативе находить материал для расширения и пополнения коллекции;

- способствовать развитию положительных эмоций путем организации игровой деятельности с экспонатами мини-музея.

Художественно-эстетическое развитие:

- формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к объектам мини-музеев;

- воспитывать эстетическое восприятие (точность, аккуратность)

- формировать умение оформлять экспозицию, соблюдая дизайнерские нормы (расположение по цвету, высоте, длине, форме)

- способствовать развитию творческой активности детей, воображению и фантазии.

1. Познавательное развитие.

Представлены папки-передвижки «Что такое филобутонистика», «История пуговицы», альбомы «Коллекция пуговиц», «Памятники пуговице», дидактические игры с пуговицами, картотека дидактических игр. Дети знакомятся с историей возникновения пуговиц, с разнообразием их форм, размеров, строения, материалов. Дидактические игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, точности движений, внимания, мышления, зрительной памяти, фантазии. Так стимулируем интерес к познанию предметов, их особенностей и назначения.

• Художественно-эстетическое развитие.

Составлены аппликации из пуговиц, изготовлены букеты, гусеницы, браслеты из пуговиц. Представлены совместные с родителями поделки из пуговиц. Посредством осуществления совместной поисковой и творческой деятельности происходит сплочение детей и родителей. У детей развивается воображение, эстетическое восприятие, творческое мышление, умение самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн, умение выделять главное: цвет, форму, размер.

• Речевое развитие.

Представлен альбом «Пуговичная библиотечка», в которой собраны стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о пуговицах, сказки о пуговицах, которые сочинили сами дети. Знакомство с пословицами, стихотворениями, загадками о пуговицах происходит на занятиях кружка, в ходе режимных моментов. Развивается речь детей, логическое мышление, активизируется словарь дошкольников.

• Социально-коммуникативное развитие.

Дети старшей группы учились пришивать пуговицы. Итогом их работы стала «подушка с пуговицами».

Играли и в сюжетно-ролевые игры с использованием пуговиц. Например, организовывались такие игры, как «Ателье», «Мы - дизайнеры». Все это способствует развитию знаний детей об окружающем мире, развитию познавательной активности, формированию чувства вкуса, развитию воображения, чувства цвета и формы.

• Физическое развитие.

Представлены массажные коврики из пуговиц. Детям нравится заниматься пуговичной терапией, перебирать и сортировать пуговицы. Создается благоприятная атмосфера, снятие напряжения; развитие речи, внимания, памяти.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стеллажа в групповой комнате. Коллекция поделок с использованием различных материалов (пуговицы разных размеров и разной фактуры). На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о пуговицах, альбомы, папки. Разделы мини-музея «Волшебные пуговки» «Коллекция пуговиц» Оформлена в виде рамок с пуговицами и емкостей, заполненных пуговицами, классифицированными: по фактуре (пластмассовые, деревянные, железные, стеклянные и др.); количеству отверстий и способов пришивания. Здесь собраны образцы пуговиц, сгруппированные по видам: «детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Пуговицы-украшения». Коллекция может быть использована в процессе непосредственно образовательной деятельности. «Сами своими руками» - экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. «Галерея» - оформлена в виде небольших картин в рамках, где расположены детские поделки. «Библиотека» - здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о пуговицах. «Игротека» - игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. «Сказочная страна» Дети очень любят сказки. Особенно они любят их сочинять. В этом разделе собраны сказки о пуговицах. «Такие разные пуговички» Здесь собраны альбомы и папки с информацией о пуговицах. В альбоме «Пуговицы» собраны и пришиты разные виды пуговиц. Папка «Чудо-пуговка» собран материал по изготовлению разных видов поделок. Взаимодействие с семьей. Проведение смотра - конкурса поделок из пуговиц, выполненных совместно с родителями.

Выводы:

Положительно работа в мини-музее «Волшебная пуговица» сказалась на формировании взаимоотношений между детьми. Они научились помогать друг другу, делиться с ближними, дарить подарки, сделанные своими руками. В ходе работы мини-музея у детей происходит развитие мелкой моторики рук; формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности.

Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного богатства своего народа, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством, у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как «встреча» образов истории, культуры. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музей с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации выставок в группе. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.

Список литературы:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

3. Кочкина Н. А., Метод проектов в дошкольном образовании : Методическое пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72с.

4. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

8. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обновление образовательного процесса через использование современной образовательной технологии музейная педагогика в ДОУ
Опубликовано: 30 августа 2020 в 20:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД