Получи документы

НОД по дифференциации звуков К-Г

Светлана Абрамова
НОД по дифференциации звуков К-Г

Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [К-Г] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: коррекционно-развивающие: формировать дифференцированное произношение звуков [К-Г]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, зрительное восприятие; развивать дыхание; развивать координацию речи с движениями; развивать мимические мышцы. Коррекционно-образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Г-К] ; расширять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: развивать умение работать в группе; воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей. Здоровьесберегающие: подбирать материал с учетом утомляемости детей.

Публикация «НОД по дифференциации звуков К-Г» размещена в разделах

Оборудование: куклы Катя и Галя, предметные картинки, в названии, которых присутствуют звуки [Г], [К], зеркала, дидактическое пособие к игре «Пирамида», чашка, смайлики.

Ход занятия:

1. Игра с мячом «Добавь слово».

Логопед называет два слова по определенной теме, дети добавляют третье: груша, яблоко…. ;береза, осина…. ;брюки, платье…;поезд, трактор….

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания. Развитие общей моторики: упражнение «Кошка».

Осторожно словно кошка,

Поиграю я немножко:

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочка,

Полакаю язычком. (Выполнение действий по тексту)

Развитие физиологического дыхания. Ребята к нам в гости пришли Катя и Галя. Давайте их угостим вкусным чаем. Возьмите в руки чашечку, представьте, что в эту чашечку вам налили чай, он очень горячий. Мы попробуем чай остудить:

-вдох через нос-выдох через рот (2 раза);

-вдох через нос-выдох через нос (2 раза).

-Молодцы! Вот вы и остудили горячий чай.

Артикуляционная гимнастика (каждый ребенок выполняет упражнение перед зеркалом).

-А к чаю мы нашим гостям предложим «Вкусное варенье», «Блинчик» и «Бублик».

«Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу!»

Второе упражнение «Блинчик»

Третье упражнение «Бублик»

-Молодцы!

3. Введение в тему занятия:

-Наши гости говорят вам спасибо за угощение. Катя и Галя приготовили загадки, попробуйте их отгадать.

1) Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

2) Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает.

Ответы детей: кошка, гусеница. После правильного ответа на доске появляются картинки с изображением кошки и гусеницы.

-Ребята, а теперь давайте назовем первые звуки в этих словах. Но сначала мы должны вспомнить, что такое звуки? (Звуки - это то, что мы произносим и слышим).

-Молодцы!

-Какой первый звук в слове кошка? (В слове кошка первый звук [К]).

-Какой первый звук в слове гусеница? (В слове гусеница первый звук [Г]).

-Кто догадался, какая тема занятия? (Будем учиться различать звуки [К-Г]).

-Молодцы!

-Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [К-Г].

4. Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.

-Давайте сравним эти звуки. Какие звуки [К-Г] - гласные или согласные? В словах кошка и гусеница звуки [К-Г] твердые или мягкие?

(Звуки [К-Г] согласные, твердые).

-Почему они называются согласными? (Потому, что при произношении этих звуков мы во рту встречаем преграду).

-Произнесите звук [К]. Проверим, работает ли горлышко (ладонь на горле).

Горлышко не работает. Значит, звук [К]- глухой.

-Произнесем звук [Г]. Горлышко работает. Значит, звук [Г] - звонкий.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков (опираясь на таблицу).

Звук [К] - согласный, твердый, глухой.

Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.

-Чем различаются звуки [К-Г]? (Звук [К]-глухой, а звук [Г]-звонкий).

5. Развитие фонематического слуха.

-А теперь мы с вами представим, что мы «Охотники».

Упражнение «Охотники»

-Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [К-Г]. Девочки будут ловить (хлопают в ладоши, если услышат звук [К], мальчики, если услышат звук [Г].

Звуки :[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.

Слоги: па, во, го, пу, ок, ул, ак, ка и т. д.

Слова: калач, дом, гости, лук, волк, молоко, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. д.

6. Дифференциация звуков в словах, предложениях.

-Смотрите, сколько слов со звуками [К-Г] мы наловили. Из этих слов мы с вами составим пирамиду и подарим Кате и Гале.

-Разделимся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком [К] для Кати, а вторая – из слов со звуком [Г] для Гали. В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков, выше четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Дети должны выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду (калач и т. д.).

Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики

Раз,два, три,четыре! скользящие удары ладонями друг о друга

В нашем доме кошки жили поочередно выдвигают вперед то одну, то другую руку

Кошки с мячиком играли, соединяют пальцы рук

Кошки молоко лакали, подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком, имитируют лакание

Кошки коготки точили, легко царапают колени

Мышек сереньких ловили. хлопок ладошками.

-Наши гости говорят вам большое спасибо и просят выполнить еще одно задание.

Упражнение «Дополни предложение».

Коля забил молотком …. гвоздь.

Катя вышивает картину….иголкой.

К Гале пришли ….гости.

Собака грызет …. кости.

У Гали интересная …. игра.

7. Итог занятия и оценка деятельности детей. Наше занятие подошло к концу. Вспомните, какие звуки мы учились различать? Чем различаются звуки [К-Г]?

-Вы очень хорошо справились с заданиями. Что вам особенно понравилось или запомнилось? А теперь покажите Кате и Гале, какое у вас настроение после занятия. Дети показывают свое настроение, прикладывая символ грусти, радости или безразличия к смайлику. Спасибо за ваше хорошее настроение. Молодцы, ребята!

Список используемой литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.

2. Ткаченко Т. А. В первом классе- без дефектов речи. СПб., 1999.

3. Интернет ресурс: logoped.ru.

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы «Говорим правильно» Подготовила учитель - логопед Макарова Е. М. МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район" Цель: Развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по дифференциации звуков К-Г
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 23:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД