МААМ-картинки

Нетрадиционные методы логопедической работы

Марина Зубарева
Нетрадиционные методы логопедической работы

Нетрадиционные методы логопедической работы

Подготовила учитель-логопед Зубарева М. Л.

Речевая недостаточность у большинства детей с ОНР сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности. Малыш, имеющий нарушения речи, может быть повышенно агрессивным, или наоборот, замкнутым и подавленным. Дети быстро истощаются, становятся невнимательными, теряют интерес к занятиям. Они с трудом овладевают операциями, требующими тонкой моторной дифференциации.

Публикация «Нетрадиционные методы логопедической работы» размещена в разделах

Для успешного преодоления недоразвития речи и других высших психических функций мы должны использовать все возможные методы и приёмы комплексного воздействия.

В настоящее время в логопедической практике особой популярностью стали пользоваться нетрадиционные методики. Это такие направления, как куклотерапия, аква- пескотерапия, сказкотерапия, фито-, арома-, хромо-, музыкотерапия и др. использование компьютерных логопедических программ, нетрадиционные артикуляционные упражнения с ложкой, шариком (Коноваленко).

Учитель-логопед должен владеть знаниями об особенностях использования этих направлений, чтобы грамотно применить в своей работе, рекомендовать родителям, воспитателю, музыкальному руководителю.

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для

• восстановления умственной и физической работоспособности

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома

• профилактики нарушений мозгового кровообращения

• устранения бессонницы, нервозности

• профилактики и устранения расстройств памяти

• восстановления мышечного тонуса

При спастической форме дизартрии:

- настои из скорлупы кедрового ореха

- настои из цветков календулы

- настой из семян укропа

- отвары донника лекарственного

- ванны из настоя чабреца

- отвар пихтовых веток

При паретичной форме дизартрии:

- настои из женьшеня обыкновенного

- настои из марьина корня

- настои из гречихи посевной

- настои из мордовника обыкновенного

- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой

Для беспокойных дизартриков рекомендуется

- отвары чертополоха и подмаренника мягкого

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:

- отвары зверобоя, ландыша,

- настойки женьшеня

- сок сырой капусты

- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой

При неврозоподобном заикании:

- Сбор №1:

Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 гр. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

- Сбор № 2:

Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 гр. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л. воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды

АРОМОТЕРАПИЯ

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настрое-нием человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды – на 20%

- при вдыхании жасмина – на 30%

- при вдыхании лимона – на 50%

Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса

запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность

эфирное масло чабреца – успокаивает

мята – снимает головную боль и тошноту

длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект

эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует

запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей

запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему

запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс

• увеличивают силу сердечных сокращений,

• способствуют расширению сосудов,

• нормализуют артериальное давление

• стимулируют пищеварение

• улучшают аппетит

• облегчает установление контакта между людьми

• повышают тонус коры головного мозга,

• улучшает обмен веществ,

• стимулируют дыхание и кровообращение

• усиливают внимание

Музыка действует избирательно, в зависимости

от характера произведения

от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

- рецептивной

- активной

- интегративной

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»); 2) музыкально-образная медитация

музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

- вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания

- кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика

- инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

- музыкоцветотерапия

- музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она

• подавляет нервную систему

• увеличивает содержание адреналина в крови

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

• музыка Вагнера

• оперетты Оффенбаха

• «Болеро» Равеля

• «Весна священная» Стравинского

• «Каприз № 24» Никколо Паганини

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи

• «Времена года» Чайковского

• «Лунная соната» Бетховена

• фонограмма пения птиц

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности

- стимуляция двигательных функций

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

- растормаживание речевой функции

- развитие чувства ритма, темпа, времени

- развитие мыслительных способностей и фантазии

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

- нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается

• в музыкальном оформлении игр

• музыкальной релаксации

Музыкальная ритмика используется при лечении

• тиков

• заикания

• нарушений координации

• расторможенности

• моторных стереотипов

• дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

• брадилалии и тахилалии

Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно

ХРОМОТЕРАПИЯ

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции

- вегетативной нервной системы

- эндокринных желез

Синий цвет:

- оказывает успокаивающее воздействие

- расслабляет

- снимает спазмы

- уменьшает головные боли

- понижает аппетит

- стимулирует умственную деятельность

Голубой цвет:

- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Фиолетовый цвет:

- угнетает психические и физиологические процессы

- снижает настроение

Красный цвет:

- активизирует

- повышает физическую работоспособность

- вызывает ощущение теплоты

- стимулирует психические процессы

Зеленый цвет:

- успокаивает

- создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду)

- повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение

Розовый цвет:

- тонизирующее воздействие

Желтый цвет:

- вызывает чувство покоя

- нейтрализует негативные действия

Публикации по теме:

Презентация. «Использование техники мыловарения в обучении школьников с нарушением интеллекта» Использование техники мыловарения как элемент трудового эстетического воспитания. Проблема заключается в том, что дети с нарушением интеллекта.

Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ Методические рекомендации. Неотъемлемой частью работы учителя-логопеда логопедического пункта в ДОУ является участие в музыкальных праздниках,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы логопедической работы
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 20:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД