Юлия Дмитриенко
Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. В Дмитриенко, МКДОУ «ЦРР-д/с № 6» п. г. т. Анна Воронежской обл.
В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освоении духовных и культурных традиции русского народа. Зачастую родители за пеленой забот забывают о формировании нравственного и творческого начала ребенка, ребенка, знающего народные традиции, любящего свою национальную культуру. И тогда вся забота ложится на плечи воспитателя, который должен дать детям не только определенный объем знаний, но и научить видеть, понимать и передавать красоту. Я считаю, что одним из универсальных способов нравственно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста является художественная деятельность. Она очень разнообразна, специфична по своему содержанию и формам выражения, и, главное, направлена на освоение мира посредством искусства. Именно она лежит в основе раннего развития ребенка, и ненавязчиво приобщает его к общечеловеческим ценностям, овладению национальным, культурным наследием народа, а так же формирует духовно-культурную сферу личности. Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством как основой любой национальной культуры, - один из путей воспитания малышей на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях.
Публикация «Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Для формирования духовно-нравственных качеств и патриотических чувств дошкольников возникла потребность в более углубленной работе по изучению декоративно - прикладного искусства. Основными задачами по данному направлению стали: приобщение детей к народной культуре через знакомство с различными видами декоративно - прикладного искусства, формирование умения распознавать народные промыслы по внешним признакам, воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность, развитие эстетических чувств в театрально – игровой деятельности. Мною был составлен перспективный план для всех возрастных групп. При планировании учитывала наличие в дошкольном учреждении материальной базы, подлинных предметов народного искусства, возможность посещения детьми музеев, выставочных залов, где дошкольники могли бы получить сведения из истории народного промысла, о материалах, используемых мастерами, познакомиться с народными умельцами. При разработке занятий учитывались не только возрастные критерии детей, но и индивидуальные особенности каждого ребенка, его знания и умения в изобразительной деятельности. Решая задачу приобщения детей к народной культуре, со старшими дошкольниками организовывала посещение детьми местного музея, в котором сохранился особый колорит нашего края в уборе избы, предметах кухонной утвари, костюмах предков, рукоделии. Дети получили яркие впечатления от увиденного. Сведения из истории нашего края, услышанные от экскурсовода, поразили их. Эмоциональный заряд полученный во время экскурсии, положительно настроил детей на дальнейшую работу, созидательное творчество. Для формирования умений детей распознавать народные промыслы по внешним признакам проводила практические исследовательские занятия в игровой форме. Они помогли развить у детей не только умения творчески рассматривать, но и анализировать изделия народных мастеров так, что в дальнейшем каждый ребенок смог по элементам средств выразительности узнать и определить вид декоративно - прикладного искусства. Прием сравнения помог дошкольникам увидеть закономерность декоративного искусства, технику исполнения, средства выразительности и различия в народных традициях мастеров различных уголков России.
Развитие художественно - изобразительных навыков осуществлялось через организацию продуктивно-творческой деятельности. На начальном этапе я старалась создать неповторимый колорит эпохи, оригинальную атмосферу той местности, где зародилось данное направление, используя при этом народную музыку, выставку предметов быта и различных видов изобразительного искусства. Затем создала условия для практического освоения детьми способов изображения уникальных элементов свойственных определенному виду декоративно - прикладного искусства. Дети, освоив различные техники исполнения узоров, охотно применяли их в своих творческих работах. Данная последовательность в работе над определенным видом декоративно-прикладного искусства помогла создать условия для гармоничного эмоционально - эстетического развития ребенка. Каждый раз малыши радовались своим результатам. Успех воодушевлял детей на новые работы, поиск новых возможностей для творчества. На данном этапе частично уже решалась и следующая задача: развитие эстетического чувства в театрально - игровой деятельности. Дети, сделав очередного животного из соленого теста или бумаги, раскрасив его определенной технике, готовы были с ним не просто играть, а разыгрывать целые театрализованные постановки. А позже малышам захотелось сохранить все: и то, что они сделали своими руками, и то, что они делали совместно с родителями (они и их постепенно увлекли в мир народного искусства, и то, что они нашли дома или купили в магазине. Так, неожиданно, практически по просьбам детей, в нашей группе был создан мини-музей народного творчества, а это событие, в свою очередь привело нас к созданию изостудии народного творчества, где у детей появилась возможность не только более подробно изучать народные традиции и ремесла, но и самим быть, в какой- степени, мастерами. В результате комплекса мероприятий по приобщению детей к народной культуре у дошкольников возникло драгоценное для педагога чувство трепетного отношения к народному искусству, традициям, родному краю. Детям не просто захотелось сохранить накопленный веками опыт предков, а самим творить, пусть еще не совершенные, но уже собственные произведения искусства, наполненные элементами прекрасного. Потребность детей в творческо-эстетической деятельности и есть возможность для создания фундамента духовно-нравственного воспитания дошкольника как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, уважающего национальные особенности родного края.
(Статья опубликована в материалах областного научно-практического семинара «Воспитание личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций» 5 апреля 2013 г.)