Папки-передвижки

Мнемотехника как метод развития речи дети

Антонова Виктория
Мнемотехника как метод развития речи дети

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Мнемотехника – метод развития речи дети

Актуальность:

Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения и сказки. Современный дошкольник не может справиться с огромным потоком информации самостоятельно. Это реальность, в которой оказались наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно – обоснованных путей развитие речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Мнемотехника как метод развития речи дети» размещена в разделах

Проблема:

Наблюдая за своими воспитанниками, я выяснила, что мои ребята не могут связывать слова в предложении, не могут поддержать разговор с воспитателем на определённую тему, часто на мой вопрос звучит односложный ответ, затрудняются пересказать сказку, только с моей помощью описывают игрушку. Передо мной встал вопрос: Как помочь ребёнку пополнить словарный запас и научить красиво, говорить? Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Основная часть:

Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко и педагогов - воспитателей были сделаны выводы:

Как любая работа, мнемотехника строится от «простого» к «сложному».

• Необходимо работу начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для детей младшего дошкольного возраста подходят цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).

5. Рассказывание по мнетаблицам, созданными детьми.

При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа.

Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета.

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова:

«Знак вопроса» или «Контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект.

«Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта.

«Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним.

«Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботиться или как человек его использует.

«Части объекта», - из каких частей состоит объект.

По мере необходимости можно использовать и другие символы.

Вывод: Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе.

Мнемотаблицы (положительное)

• как один из современных видов, при котором развивает речь ребёнка;

• является важным показателем умственных способностей ребёнка;

• помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся сказке – Спб. 2005

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Дрофа, 1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//М. ,2008. - №4. – С. 102 – 115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт – Петербург. – Детство-Пресс,2010.

Поташко И. А. использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно – научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006. - №7. –С. 18 -22.

Широких Т. Т. Учим стихи – развиваем память//Ребёнок в детском саду. - 2004. -№2. -С. 59 – 62

Работы педагогов – воспитателей (интернет)

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как метод развития речи дети
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 07:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД