Папки-передвижки

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса

Анжелика Мананникова
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса

Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас»

Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Учениками становятся как педагоги, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер – класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и подходами педагогической и исполнительской деятельности.

Публикация «Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса» размещена в разделах

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

• психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

• профессиональные способности;

• педагогическую технику;

• определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Что же такое мастер – класс в педагогической деятельности?

Мастер – класс – одна из эффективных форм диссеминации собственного опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.

Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов, являющаяся, по сути, главным средством передачи своей новой (авторской) идеи. Он представляет собой интерактивное занятие практической направленности с профессиональной аудиторией. Объединяющее формат тренинга и конференции для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Мастер – класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

В мастер – классе сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний. А способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений.

Основные научные идеи мастер - класса – деятельностный, личностно – ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – мастера.

Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Тематика мастер – класса включает в себя:

• обзор актуальных проблем и технологий;

• различные аспекты и приемы использования технологий;

• авторские методы применения технологий на практике.

На мастер – классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким контролем педагога, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы.

Педагог – Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу, обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на развитие ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер – класса обеспечивается посредством создания четырех типов условий:

1.) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

2.) стимулируется познавательный интерес;

3.) отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

4.) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер – класса, отслеживаются позитивные результаты учебно – познавательной деятельности каждого участника.

Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер – классы от всех остальных форм трансляции опыта.

Формула мастер-класса:

Успешная технология + Компетентностный специалист (Мастер) + Доступность для коллег + Интерактивность = Мастер – класс.

Характерные особенности мастер-класса:

• Передача и обмен опытом;

• Деятельностный подход (активная деятельность участников);

• Глубокое сочетание теории и практики;

• Смена деятельности;

• Наглядность;

• Образность;

• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);

• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);

• Простота;

• Доступность;

• Инициативность;

• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;

• Рефлексивная деятельность.

Формы проведения мастер – класса:

- имитационная игра (педагог – мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);

- лекция с показом приемов;

- практическое занятие;

- интегрированное занятие (лекционно - практическое занятие).

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Позиция Мастера

• позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности (процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание);

• мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении (использует метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями);

• мастер работает вместе со всеми (создание условий для включения всех в активную деятельность, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности;

• мастер предлагает формы, методы, технологии работы, а не навязывает их участникам;

• мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер – класса, но дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов – мастеров, каждый мастер – класс обладает яркими отличительными чертами.

Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер – класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных методов и неудач.

Мастер - класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязные блоки:

1. Цель – ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителям мастер – класс его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер – класс.

2. Основные задачи мастер – класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;

- передача педагогом – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;

- повышение профессионального мастерства участников;

- совместная отработка методических подходов педагога – Мастера и приемов решения поставленной в программе мастер – класса проблемы;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

3. Средства

Для достижения цели средства могут быть выбраны любые: технические, наглядные и т. д.

4. Действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – Мастера.

5. Результат – умение применить в своей деятельности методический прием, метод, методику или технологию, в которой активно работает мастер.

Таким образом, педагог – Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно – воспитательной работы по своему предмету. Мастер – класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность обучающихся, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем, как применить данные методы и техники в своей педагогической деятельности). Сам процесс рефлексии заключается в самоанализе проведенного занятия педагогом – Мастером, где участники задают вопросы по мастер – классу; проходит общая дискуссия; выступление педагога – Мастера с заключительным словом по всем замечаниям и предложениям.

Возможная модель проведения мастер-класса

Этапы проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей, воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия. Участники встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

2. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование – представление выполненных работ.

3. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общекультурными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры. Мастер организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Проводится рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер – класса рекомендуется использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого ученика мастер – класса.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва», приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер – классов в рамках распространения педагогического опыта работников учреждений дополнительного образования.

Публикации по теме:

Информация для родителей по подготовке и проведению новогоднего утренника Уважаемые родители! Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями по подготовке и проведению Новогоднего утренника. В нашем детском саду.

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению прогулок в детском саду Цели и задачи прогулки в ДОУ Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цели прогулки: укрепление.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности,.

Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» Методические рекомендации по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» с использованием активных форм.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Отчет по подготовке и проведению ярмарки «Осень Златокудрая»Отчет по подготовке и проведению ярмарки «Осень Златокудрая» Отчет по подготовке и проведению ярмарки “Осень Златокудрая” • Цели проведения мероприятия Привлечь родителей в воспитательно -образовательный.

План-конспект по проведению мастер-класса для родителей Массаж «Су-Джок» Цель: Презентация родителям техники массажа рук массажным шариком Су-Джок Задачи: - разъяснить роль активизации нервных окончании пальчиков.

Методические разработка по проведению психологического квеста Методические разработка по проведению психологического квеста Пояснительная записка Что такое Квест? Квест (английское “quest”, поиск).

Родительское собрание в форме мастер-класса «Занятия по подготовке к обучению грамоте» Родительское собрание в форме мастер – класса «Занятия по подготовке к обучению грамоте». Чем же отличаются понятия «фонематический слух».

Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы. Проблема формирования навыков делового письма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса
Опубликовано: 13 апреля 2019 в 15:38
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД