Получи документы

Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Юлия Сергеева
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Методические рекомендации по организации

коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. [16;с. 18]

В детских садах комбинированного вида организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР, вместе с нормально развивающимися детьми.

Публикация «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» размещена в разделах

Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:

• комплексную психолого-педагогическую диагностику;

• разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;

• разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:

• диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;

• диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;

• диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;

• диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.

Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются : обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития. Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование воспитательно-образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.

Для детей с ЗПР можно рекомендовать следующие игры [см. таблицу 2] :

Таблица 2. Игры для детей с ЗПР

Вид игры

Описание

Примеры игр

Куклыи картинки

С их помощью нужно научить ребенка придумывать интересные истории или разыгрывать диалоги, опираясь на ваши подсказки, наводящие вопросы или заранее составленный вместе план.

«Читаем картинки», «Кукольный театр», «Три медведя» и др.

Эти забавные животные

Детские игры с лошадьми, кошками, собаками и другими животными (конечно, в первую очередь игрушечными) стимулируют речевую активность малышей, учат их примерять на себя разные роли, при этом описывая все свойства и особенности предложенного животного.

«Зоопарк», «Питомец», «Я - котенок» и др.

Шарики, кубики, треугольники

Они помогут детям научиться выстраивать ассоциации и замещать хорошо известные вещи или людей обычными шарикамии кубиками, разыгрывая с их участием сказки или придумывая, как еще можно использовать эти предметы.

«Разберись с шариками», «Пирамида», «Волшебные предметы» и др.

Детские игры с залом

Такие игры особенно хорошо воспринимаются детьми, так как участвовать предстоит не самостоятельно, а в компании сверстников. А значит, можно не бояться неловкости и стеснения, да еще и, возможно, получать полезные подсказки. Такие развлечения предполагают либо хоровые ответы, либо, напротив, построены в виде простейшего конкурса-викторины.

«Повторяшки», «Ассоциации», «Угадай-ка» и др.

Как видите, игры для детей с ЗПР несут в себе не только задачу развеселить и увлечь малышей, но помогают им лучше освоиться в окружающем их мире, адаптироваться к нему и лучше узнать то, что их окружает. [18]

Так же можно предложить коррекционные игры для детей с ЗПР :

Игры на коррекцию и развитие внимания.

Игра «Что изменилось?»

Ребенок должен внимательно посмотреть на рисунок (2 предмета) и ответить на вопрос, что изменилось?

Игра «Найди такой же предмет»

Покажите ребенку рисунки. На них сверху нарисован образец и 6 его копий. Из этих 6 рисунков только одна является точной копией образца. Его-то ребенок и должен отыскать. Остальные пять имеют малозаметные отличия.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие умения зрительно «перемещать» объекты.

Оборудование: схема лабиринта (различные варианты).

Содержание: психолог показывает ребенку лабиринт и просит его «провести» по нему взглядом нарисованный объект. При затруднениях ребенок пользуется указкой.

Игра «Магазин»

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», Игрушки» и т. д.

Игра «Запомни и найди»

Для игры необходимы таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Покажите ребенку на 5-10 с. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же – с геометрическими фигурами.

Игры на развитие образного мышления, формирование мыслительных операций

Игра «Собери бусы в гирлянды»

Предложите соединить бусы в гирлянды, обращая внимание на чередование по цвету бус, после того, как взрослый прочитает стихотворение:

Шел по лесу Дед Мороз мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней, шел по лесу восемь дней,

Он по бору проходил – елки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый год он ребятам их снесет.

Игра «Четвертый лишний»

Требуется серия картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать.

Игра «Угадай животное»

Психолог спрашивает у ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как….; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как… и т. д.». При затруднениях у ребенка назвать животное, можно воспользоваться картинками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 14:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД