Папки-передвижки

Методические приемы обучения действиям с предметами в раннем возрасте

елена романова
Методические приемы обучения действиям с предметами в раннем возрасте

Занятия с детьми раннего возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Суть обучения маленьких детей заключается в том, что у них отсутствуют не только мотив учебной деятельности, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для нее (усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания). И все же ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью.

Чем же объясняется высокая обучаемость ребенка раннего детства?

Публикация «Методические приемы обучения действиям с предметами в раннем возрасте» размещена в разделах

Во-первых, интенсивно и качественно развивается ориентировочная сфера. Это проявляется в избирательности реагирования на предмет или явление – выделения фактора значимости новой информации, в умении держать в поле зрения поставленную задачу. В 1 год 3 месяца ребенок уже может решать несложные практические задания, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев выполняет дидактические упражнения с ориентировкой на одно свойство, а после 1 года 6 месяцев (при условии регулярных занятий) – с ориентировкой на два свойства.

Во-вторых, меняется характер психической активности ребенка. Уже в конце первого года у него возникает тенденция к целенаправленности действий, которая на протяжении второго и третьего годов укрепляется, развивается и начинает проявляться как закономерность.

В-третьих, у детей в процессе социализации появляется стремление к мотивированному действию. Уже в 6 месяцев ребенку необходим «деловой» контакт со взрослым по поводу совместной предметной деятельности, направленной на определенный результат. Отчетливо мотивированное действие проявляется с того момента, когда ребенок начинает самостоятельно использовать предмет по назначению (ложкой ест, расческой расчесывает волосы и т. д.).

И наконец, в-четвертых, у ребенка развивается способность к активному подражанию. Это один из путей его развития вообще. В общении со взрослыми он повторяет их действия и поступки. По мере взросления ребенка внешнее усвоение новых форм поведения все больше обогащается пониманием их смысла.

Специфика обучения в ранний период жизни проявляется и в том, что оно происходит при непосредственном участии взрослых не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Одновременно с этим появляется так называемое активное подражание: ребенок может действовать с подобными предметами в аналогичной ситуации. Этот более совершенный вид переноса своими истоками уходит к первым годам жизни ребенка.

процессе обучения подражание как взрослому, так и сверстникам является одним из эффективных способов овладения действиями с предметами. Особое значение приобретает мотивация действий, связанных с выполнением заданий «на глазах у сверстников».

В раннем возрасте она претерпевает определенные изменения : на втором году жизни существенное значение для ребенка все-таки имеет оценка взрослого. Но в этот же период начинает формироваться и отношение к оценкам сверстников; изменение соотношения мнений в пользу сверстников особенно ярко проявляется к концу третьего года жизни.

У детей, посещающих дошкольные учреждения, постепенно формируется особое отношение к воспитателю. Его просьбы, поручения, инструкции выполняются беспрекословно. Это объясняется тем, что взрослые, принимающие участие в повседневной жизни детей, в развитии всех видов их деятельности, в удовлетворении познавательных потребностей, начинают играть в их жизни ведущую роль. У ребенка появляется установочная реакция на их действия, желание подражать им. Словесное руководство действиями детей до полутора лет еще не достигает должного результата. Этот прием эффективен начиная со второй половины второго года жизни, и применение его расширяется на третьем году. Следовательно, в ранние годы наиболее простая инструкция для ребенка – выполнение действий по подражанию.

Какова же роль взрослого в организации занятий? Общение с ребенком на занятиях носит целенаправленный характер, устанавливается в соответствии с требованиями. При этом решаются задачи воспитания у детей активности, посильной самостоятельности.

Реализуя программные задачи, взрослый исходит из того, что для ребенка имеют значение не только видимый результат его действий с предметами, но и сам процесс их выполнения, во время которого он осуществляет поэтапную ориентировочную деятельность, поиск информации о предмете, его свойствах.

Однако все элементы активной ориентировочной деятельности у ребенка формируются при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребенка, побуждая его к действиям, посильной самостоятельности в достижении результата.

Помня, что дети в процессе выполнения задания переживают, огорчаются из-за неудач, взрослый подбирает материал, доступный им по содержанию и практическому выполнению с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей (эмоциональность, утомляемость и т. п.); использует игровые методы и приемы, ориентируя каждого ребенка на положительный результат.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча»Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча» "Лаборатория Дим Димыча" Экспериментирование в раннем возрасте. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование,.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические приемы обучения действиям с предметами в раннем возрасте
Опубликовано: 14 мая 2024 в 10:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД