МААМ-картинки

Методическая разработка речевых игр «Семья слов» (5 фото)

Юлия Цыбирганова
Методическая разработка речевых игр «Семья слов»

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы – фонетики, лексики, грамматики, а также, как правило, высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня,имеют бедный словарный запас. По результатам логопедического обследования и мониторинга выясняется, что дети не понимают и не знают значения многих слов, их словарный запас качественно отличается от нормы речевого развития. Дети с общим недоразвитием без предварительного обучения самостоятельно не выполняют задания по выполнению упражнений на словообразование. Целью работы по ознакомлению дошкольников с родственными словами- является установление родственных связей между однокоренными словами.

Публикация «Методическая разработка речевых игр „Семья слов“» размещена в разделах

План последовательного ознакомления детей с ОНР

с родственными словами :

1. Наблюдения, подводящие детей к осознанию родственных слов тексте;

2. Упражнения в определении родственных слов в тексте;

3. Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

4. Упражения,направленные на использование родственных слов детьми с собственной речи (составление предложений с заданными словами, пересказ текстов,составление рассказов).

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть,но и должны быть связаны по смыслу. Детям предлагаю стихотворение:

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живём одной семьёй,

Поиграть хотим с тобой.

Мною разработаны речевые игры «Семья слов» по подбору родственных слов по темам и изготовлены пособия к ним:

Возрастная направленность -старший дошкольный возраст

Рекомендации по использованию: использовать в НОД в образовательной области- коммуникация,познание

Цель: познакомить с понятием «родственные слова» по темам: «Грибы», «Цветы» «Рыбы», природными явлениями- дождь,вода

Задачи: активизировать предметный словарь, словарь- признаков,глагольный словарь, развивать чувство рифмы и логическое мышление,речеслуховую память, внимание

Материал: предметные картинки с изображением родственных слов на силуэтах предметов (по темам) ,панно -грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка.

Ход игры:(вариант задания)

Педагог предлагает подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию,загадкам. Затем педагог читает стихотворение и просит выделить родственные слова из него.

1группа: Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибище, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился…. грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… .грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… .грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… .грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому,кто долго ищет,попадется и …грибище.

2 группа: Дождь (дождик,дождинка,дождевой,дождевик, дождевой, дождить)

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки….

3группа:Вода (водоём,водяной,водолаз,водичка,водопад,водица,водовоз,водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

4группа: Рыба (рыбак,рыболов,рыбный,рыбалка,рыбачка,рыбёшка,рыбина,рыбачит)

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну,а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись,рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

5группа:Цветок (цветочек,цветик,цветник,цветовод,цветочница. цветные,цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая,цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

Работа с пособиями:

Объясняя детям, что в каждом стихотворении «спрятались» слова- родственники,что они похожи на главное слова,помещаю его в центр панно (грибная полянка, небо, земля, аквариум, цветочная полянка).Стихотворение читается второй раз и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на панно прикрепляются новые картинки на предметах (грибочки. дождевые капли,тучки, рыбки, цветочки).Затем детям предлагается самостоятельно назвать слова- родственники к главному слову.

После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять на их группировку и самостоятельный подбор. Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами- родственниками. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение и смысловые связи между ними.

Придумала я три словечка :

Река, реченька и речка.

Ну а хитренький мальчонка

Подсказал слово….(речонка).

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово (речища).

А с косичками девчушка

Слово вспомнила (речушка).

У реки песок какой?

Все ответили - (речной).

На реке цветы какие?

Ну, конечно же (речные).

А вода в реке какая?

Ясно всем,она ….(речная).

Раз. два, три,четыре, пять!

Пора родственников звать!

Рекомендации по использованию:

Рекомендовано включать в НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных к школе групп при знакомстве с определёнными лексическими темами. Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Знакомство с родственными словами можно начать в старших группах, затем цикл продолжить в подготовительных группах. Можно использовать виды нетрадиционного оборудования – (прищепки) для закрепления родственных слов в стихотворениях.

В процессе лексико - грамматических игр и упражнений с родственными словами дети лучше усваивают количество новых слов (обогащение словаря,новые смысловые оттенки форм слов. Они начинают употреблять новые слова в словосочетаниях и предложениях. Это повысит эмоциональный и интеллектуальный уровень детей.

Рекомендовано использовать в работе с дошкольниками воспитателям логопедических и массовых групп.

Методическая разработка речевых игр «Семья слов»
Фото «Семья слов»
Методическая разработка речевых игр - фото
Фото №1 Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровня имеют бедный словарный запас Фото №2 По результатам логопедического обследования и мониторинга выясняется что дети не понимают и не знают значения многих слов их словарный запас качественно отличается от нормы речевого развития
Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ЗПР авторы: учитель - дефектолог: Ларионова В. А педагог - психолог: Белокриницкая В. Н. музыкальный руководитель: Белова О. Е. С каждым годом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка речевых игр «Семья слов»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 17:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД