Получи документы

Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом»

Валентина Михайлова
Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом»

Дошкольный возраст — это важный этап в развитии личности: начинается приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, миру культуры, искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, миром природы, окружающим его людям, формируется представление ребёнка о собственном «я».

Эмоционально-практический способ познания мира требует специфической формы подачи материала, учёт интересов ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Публикация «Методическая разработка „Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом“» размещена в разделах

Перед педагогом стоит задача воспитать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, видеть в окружающем мире необычное, удивительное, желающего изменить этот мир к лучшему, дарящего окружающему доброту, радость, красоту, а также активного члена общества.

Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга даёт возможность ребёнку погрузиться в мир искусства, архитектуры, живописи, литературы, музыки. Дети прекрасно чувствуют загадочный и неповторимый мир города. Дошкольники обладают прекрасной эмоциональной памятью, любознательны и впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте раскрываются творческие способности детей. Использование музыки в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом позволит сформировать у них живой интерес к нему, его облику, даст возможность создать эмоционально положительный настрой на город, ощутить себя петербуржцем.

Цель - использование музыки для формирования интереса детей 6-7 лет к родному городу посредством : музыкальных произведений для прослушивания с учётом музыкальных интересов детей; алгоритма восприятия детьми музыки при использовании её на занятиях; организации самостоятельного восприятия дошкольниками музыки.

Анализ литературы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что положительное отношение к окружающему — основа нравственных чувств личности. Развитие нравственных чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства дошкольника гораздо богаче, разнообразнее, проявляются раньше.

Содержание системы знаний по ознакомлению с городом необходимо строить по иерархическому принципу с учётом особенностей содержания этих знаний и усвоения их детьми старшего дошкольного возраста. Важно, чтобы воспитатель ставил задачи интеллектуального и эмоционального развития дошкольников при этом последние должны преобладать. Для развития любознательности, интереса, наблюдательности воспитания чувств необходимо поощрять воспитанников задавать вопросы, выражать свои впечатления, отношение.

Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников возможно при систематической и целенаправленной работе педагогов, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступного для этого возраста объёма знаний о городе, формирование у них эмоционально-положительного отношения к знаниям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в городе, стимулирования у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний.

При отборе содержания важно учитывать принципы научности, доступности и краеведческий принцип, также возрастные особенности детей, логическую последовательность подачи материала, его воспитательную ценность, интерес дошкольников к информации, возможность реализации полученных знаний в деятельности.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребёнка в детстве. Музыка — самый эмоциональный вид искусства, обладающий большими возможностями воздействия на чувства ребёнка, которые могут быть использованы в воспитательных целях. Она обогащает восприятие ребёнком других видов искусств и событий реальной жизни, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства формируют у ребёнка представления о добре, красоте, духовных ценностях.

Рождение чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходят путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества, способствует общему развитию ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников показал, что познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких учебных областей, к их содержанию, процессу деятельности. Для познавательного интереса характерно углубление в сущность познания. В процессе воспитания и обучения ребё нка он играет разнообразную роль: средства обучения, мотива отдельных учебных действий ребёнка и учения в целом, побуждает к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, также являясь устойчивой чертой личности, способствующей формированию её направленности. Интерес формируется в деятельности, в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами.

Таким образом, проанализировав программы по ознакомлению старших дошкольников с Санкт-Петербургом можно сказать, что целевой компонент данных программ направлен на развитие интересов дошкольников к городу и их творческих способностей (только программа «Город мой над Невой», а диагностический выявляет знания и творческий потенциал детей. Данное несоответствие затрудняет работу педагогов-практиков. Методы, приёмы и формы работы, предложенные в программах разнообразны, современны, интересны дошкольникам и учитывают специфику возраста. Предметно-развивающая среда соответствует задачам программ и направлена на познавательное («Первые шаги», «Ознакомление с окружающим») и творческое развитие ребёнка («Город мой над Невой»). Данные программы предполагают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Музыка, представленная в программах подобрана без учёта предпочтений детей, недостаточно разнообразна, использование её не системно, часто носит фрагментальный характер. Наиболее широко она используется Алифановой Г. Т. в программе «Первые шаги», предложенные музыкальные произведения более разнообразны и подобраны к каждому занятию. Но данный музыкальный репертуар не учитывает музыкальные интересы дошкольников и является лишь фоном к занятию.

По результатам, полученным в ходе диагностики выяснилось, что:

1. особенности появления интереса у них к городу : дошкольники проявляют к городу положительное эмоциональное отношение, характер их интереса к Санкт-Петербургу разнообразен (познавательный, эстетический, развлекательный, они ассоциируют городские объекты с разнообразной музыкой, но все же доминируют детские песни. Также большинство дошкольников продемонстрировали представления о городе в продуктивной деятельности. Содержанием её были объекты, достопримечательности и символы города. Во время выполнения заданий детям нравилось общаться со взрослым, друг с другом, они с удовольствием отвечали на вопросы, выдвигали предположения, объясняли свои суждения.

Дети старшего возраста предпочитают познавательно насыщенные и художественно-творческие виды деятельности (лепка, рисование, составление ребусов, рассказывание) с целью получить новую информацию, такие виды деятельности, в которых есть элемент занимательности. Результаты продуктивной деятельности детей позволяют утверждать, что содержание представлений о городе может стать основой для разработки содержания детских игр.

2. Выявленные особенности педагогического процесса ознакомления с городом (наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии, наблюдение и анализ развивающего потенциала предметной среды, беседа с детьми в свободной деятельности, говорит о том, что проектирование педагогического процесса должно происходить с учётом возможностей детского сада, а также возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, выражающихся в постановке реальных целей, отборе занимательного содержания, использование разного рода наглядности, включение детей в разные виды деятельности.

3. В процессе наблюдения за детьми было установлено, что они по-разному осваивают материал занятия по краеведению.

4. В процессе наблюдения за дошкольниками во время занятия, насыщенного музыкой, было выявлено, что интерес детей к занятию по ознакомлению с городом повышается.

Примерные планы занятий по ознакомлению с городом с использованием музыки для детей старшего возраста.

1. «Петропавловская крепость — первое сооружение города».

Основная часть занятия:

«Песня солдата» (Г. Гладков – В. Золотников)

Цель: уточнить представления детей о строительстве Петропавловской крепости.

2. «Петропавловский собор».

Основная часть занятия:

«Песня змеи» (Ю. Антонов)

Цель: уточнить представления детей о символическом значении изображения змеи в скульптурах.

Конец занятия:

«Бьют часы на старой башне»

Цель: закрепление у детей полученных знаний.

3. «Петропавловская крепость».

В ходе всего занятия:

«Песня солдата» (Г. Гладков – В. Золотников).

Цель: отработка изученного материала.

4. «Адмиралтейство».

Начало занятия:

«Да, нужен отдых парусам» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля»

Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.

5. «Скульптуры Адмиралтейства».

Начало занятия:

«Праздник Нептуна» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля»

Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.

Основная часть занятия:

«Белые кораблики»

Цель: отработка изучаемого материала.

6. «Зимний дворец».

Основная часть занятия:

«Живёт на свете красота» (Ю. Антонов)

Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о Зимнем дворце.

7. «Ансамбль Дворцовой площади».

Основная часть занятия:

«Пусть вечным будет мир» (Ю. Антонов)

Цель: отработка изучаемого материала.

8. «Сказочный зверинец».

Начало занятия:

«Если вы не очень боитесь Кощея»

Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.

«Песня Страхов»

Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о грифонах.

9. «Подводное царство».

Начало занятия:

«Если вы не очень боитесь Кощея»

Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.

Основная часть занятия:

«Песня Водяного» из м/ф «Летучий корабль»

Цель: песенный материал непосредственно связан с изучаемым материалом.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 22:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД