Лучший педагог года

Методическая разработка «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Александра Прядко
Методическая разработка «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Задачи:

• Закрепление навыков дифференциации звуков [С] и [Ш]

• Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [С] и [Ш]

• Развитие навыков звуко-слогового анализа

• Развитие связной речи

• Обогащение словарного запаса

Оборудование:

Публикация «Методическая разработка „Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах

предметные картинки

• карточки-символы

слоговые таблицы

• индивидуальные зеркала

Деятельность логопеда Деятельность детей

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуйте, дети!

- Присаживайтесь на свои места. Давайте глубоко вдохнем через нос, выдох через рот. - Здравствуйте!

- (вдыхают через нос, выдыхают через рот)

Сообщение темы:

- Чтобы узнать какие звуки мы с вами будем сегодня изучать, вам нужно собрать картинку и узнать кто же герои нашего занятия?

- Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и будем работать.

- Солдат и Шапокляк

- [С] и [Ш]

Артикуляционная гимнастика (работа с индивидуальными зеркалами) :

- «Часики» :

«Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!»

- «Окошко» :

«Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят»

- «Чистим зубки» :

«Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние»

- «Дудочка» :

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду. - Рот широко раскрыт. Язык медленно горизонтально передвигают из стороны в сторону, тянут язык к уголкам рта. Поочередно меняют положение языка 4 – 6 раз.

- Широко открыт рот — "жарко", закрыт рот — "холодно"

- Улыбнулись, открыли рот кончиком языка с внутренней стороны, "почистили" поочередно нижние и верхние зубы

-С напряжением вытянуты вперед губы (зубы сомкнуты).

Деятельность логопеда Деятельность детей

Классификация предметов по группам :

- Сыграем в игру «Четвертый лишний» :

- Посмотрите на картинки. Какая из них лишняя?

-Почему она не подходит?

- Посмотрите на эти картинки. Какая из них лишняя?

- Почему?

- Теперь посмотрите на эти картинки. Какая из них лишняя?

- Почему?

- Какая лишняя картинка из этой серии?

- Почему?

- Правильно. Перечислите еще раз, какие картинки оказались лишними?

- Сорока

- Она птица, а собака, волк и лиса нет.

- Кастрюля

- Шапка, костюм и рубашка – одежда, а кастрюля – посуда.

- Капуста

- Груша, слива, яблоко – фрукты. Капуста – овощ

- Слива

- Огурцы, лук, морковь – овощи, а слива – фрукт.

- Сорока, кастрюля, капуста, слива.

Звуко-слоговой анализ :

- Я произнесу вам эти слова, а вы послушайте и скажите, какой звук слышите?

- Какой это звук?

- Почему звук [С] согласный?

- Я произнесу слово, а вы на звуковых линеечках откроете столько кружочков, сколько звуков в слове.

- СУК

- САНИ (произносим вместе с детьми)

- Откройте и произнесите эти звуки

- САДИК (произносим вместе с детьми)

- Откройте и произнесите эти звуки

- Молодцы! - Звук [C]

- Согласный, свистящий, твердый, глухой, обозначается синим цветом.

- Произносится без голоса, есть преграды – зубы и язык.

- Три кружочка

- Четыре кружочка

- С – А – Н – И

- Шесть кружков

- С – А – Д – И – К

Подбор антонимов:

- Сыграем в игру «Скажи наоборот». В этих словах должен слышаться звук [С]. Например, сладкий – кислый.

- Трусливый - … Далеко - …

Пасмурно - … Мир – … Первый - …

- Смелый - Близко

– Солнечно - Ссора - Последний

Звуко-слоговой анализ :

-Работаем глазками. Посмотрите на карточку и произнесите слова хором четко.

- Какой звук слышится?

- Какой это звук?

- Какие слова на карточках начинаются со звука [Ш]?

-Какие слова со звуком [Ш] в середине слова?

- Какие слова со звуком [Ш] в конце слова? - Шишка; шахматы; кошка; подушка; пушка; катушка.

- Звук [Ш]

- Звук [Ш] – согласный, шипящий, глухой, твердый.

- Шишка, шахматы

- Кошка, пушка

- Подушка, катушка

Деятельность логопеда Деятельность детей

Пальчиковая гимнастика:

- Пора немного отдохнуть. Разомнем руки.

-Пальчиковая гимнастика: «Пальчики-солдатики» :

«Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

- Пальчиковая гимнастика «Щелчок» :

«Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!»

- Пальчиковая гимнастика «Веселый оркестр» :

«Дали мы Антошке

Веселую гармошку.

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян.

На трубе дудит Егор

– Веселится весь наш двор!»

- Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик» :

«То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.»

-Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаются всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжат, широко расставив пальцы в стороны.

-Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавливают в подушечку большого пальца. Остальные пальцы подняты вверх.

-Имитируют игру на разных музыкальных инструментах.

-Сцеплены мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делают фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Произнесение чистоговорок:

-А теперь повторяйте за мной, четко произнося все звуки.

- Зашипела кошка МОСЬКА,

Кошке в нос попала МОШКА.

-Мисок не было, и КАШКУ

Положили прямо в КАСКУ.

-Миша любит есть из МИСКИ,

В миске суп стоит для МИШКИ.

-Шутит шут шестые СУТКИ,

У шута смешные ШУТКИ!

-Хочет стать шашистом САШКА,

Сам с собой играет в ШАШКИ. -(повторяют за логопедом)

- Зашипела кошка МОСЬКА,

Кошке в нос попала МОШКА.

-Мисок не было, и КАШКУ

Положили прямо в КАСКУ.

-Миша любит есть из МИСКИ,

В миске суп стоит для МИШКИ.

-Шутит шут шестые СУТКИ,

У шута смешные ШУТКИ!

-Хочет стать шашистом САШКА,

Сам с собой играет в ШАШКИ.

Итог занятия:

- Какие звуки различали?

- Что в них одинакового?

-Чем отличаются звуки [С] и [Ш]?

- Молодцы, вы хорошо поработали! До свиданья! - Звуки [С] и [Ш]

- Звуки [С] и [Ш] – согласные, произносятся глухо

- [Ш] –шипит, [С] – свистит

- До свиданья!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 17:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД