Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» (4 фото)

Елена Картамышева
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов

Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования элементов песочной терапии для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Знакомство с понятием дети с ОВЗ;

2. Знакомство с кинетическим песком, организация игр и упражнений с ним;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

3. Повышение компетентности педагогов ДОУ в области применения элементов песочной терапии для детей с ОВЗ;

4. Способствовать снятию напряжения, доверительной и деловой атмосферы;

Оборудование: песочница, кинетический песок, мелкие игрушки, цветные камешки, музыкальное сопровождении,влажные салфетки.

Информационный ресурс:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. Спб. ,М. -2019г.

2. АрцишевскаяИ. Л. Ганятия психолога с детьми в педагогической песочнице. М. -2017г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб. 2005.

Ход мастер-класса

Психологические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии :

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Из выше сказанного, необходимо применять различные методы в работе с детьми с ОВЗ. Рассмотрим одну из проблем развития детей с ОВЗ это развитие эмоционально-волевой сферы элементами песочной терапии.

Игры с песком в коррекции ЭВС у дошкольников с ОВЗ :

1. существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

2. мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;

3. более гармонично и интенсивно развивают все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику;

4. совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

5. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Кинетический песок

Это современный уникальный материал, предназначенный для детских (и взрослых) игр и впервые появившийся в Швеции. По текстуре он напоминает обычный песок, но более лёгкий и влажный. Во время занятий материал не рассыпается, зато из него легко и удобно лепить любые фигуры. В состав кинетического песка входит два основных компонента: кварцевый песок (доля составляет 98%) и добавка на основе силикона Е900. Последнее вещество полностью безопасно и применяется в пищевой промышленности, поэтому даже попадание материала в рот не причинит вреда. Также могут использоваться натуральные пищевые красители, придающие песку разные оттенки.

Основные преимущества кинетического песка:

-нетоксичен, не вызывает аллергии;

-не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;

-несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;

-не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;

-не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

-им практически невозможно засорить глаза;

-не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.

-в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.

-не требует специальных условий хранения.

Приработе с песком необходимо оборудование.

Оборудование:

-Песочница или поднос с кинетическим песком;

• -Мелкие игрушки;

• - Камушки, природный материал;

• - Инструменты (стеки, скалка, молоточки,и. др.);

• - Оригинальные формочки;

• - Трафареты, штампы;

• - Детская посуда;

• - Игровые принадлежности.

Противопоказания к работе песком:

• Эпилепсия

• Невроз навязчивых состояний.

• Аллергия на пыль и мелкие частицы.

• Легочные заболевания.

• Кожные заболевания и порезы на руках.

• Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.

Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование цветным песком на планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.

Давайте поздороваемся с песком.

Упражнение «Здравствуй, песок

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий опросит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитать стишок и нарисовать на песке смешного человечка.

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т. к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Фото «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Мастер-класс для педагогов - фото
Фото №1 Мастер класс для педагогов Тема
Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия и ее возможности на логопедических занятиях» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» Дзгоева Залина Арцуевна, учитель-логопед.

Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей» .

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Уважаемые коллеги! - Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности старших дошкольников В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 25 июня 2019 в 16:04
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД