Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Что нам стоит дом построить?» с использованием ТРИЗ-технологии «Системный оператор»

Людмила Лукишко
Конспект мастер-класса «Что нам стоит дом построить?» с использованием ТРИЗ-технологии «Системный оператор»

Цель: повышение компетентности педагогов в применение метода ТРИЗ «системный оператор» в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ- системный оператор; с шаблоном системного оператора;

• Побудить к использованию метода – системный оператор и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми;

• Создать условия для плодотворного общения участников мастер класса.

Публикация «Конспект мастер-класса „Что нам стоит дом построить?“ с использованием ТРИЗ-технологии „Системный оператор“» размещена в разделах

Оборудование: пособие «девятиэкранка», мольберт с маркером, карточки для рассматривания объекта, карточки для игр «Четвертый лишний», «Поезд времени».

Ход:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по развитию познавательной активности старших дошкольников «Что нам стоит дом построить с использованием технологии ТРИЗ. Принцип Технологии решения изобретательских задач: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Но я хотела бы остановиться на методе «Системный оператор», с помощью которого можно рассматривать любые предметы, а также объекты живой и неживой природы. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования.

Для работы с «Системным оператором» нам не потребуется сложного и дорогостоящего оборудования. При работе можно использовать заранее подготовленные картинки, изображать схематично или просто использовать любой листок бумаги и рисовать на нем.

Прежде чем начать рассматривать какой-то объект, с детьми ведется предварительная работа. Дети совместно с родителями изучают материал по теме с помощью образовательного маршрута в сети интернет. Помимо маршрута воспитанники рассматривают иллюстрации, просматривают видеосюжеты, конструируют, рисуют и конечно же играют в различные игры: «Найди друзей», «Из чего это состоит, «Кто больше?» и др.

Уважаемые коллеги, рассмотрим систему «дом». Для более успешного восприятия логики системного мышления можно использовать замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то» :

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО – рассматриваем мы с вами ДОМ, вставляем картинку дома, рисуем схему.

Это что-то для ЧЕГО-ТО (Для чего необходим человеку дом? Как вы считаете? Вы правы, дом это - защита человека от неблагоприятных внешних факторов)

Это что-то из ЧЕГО-ТО (Из каких частей состоит дом? Крыша, окно, лестница, дверь (подсистема объекта - вставляем картинку частей дома, рисуем схему).

Прежде чем перейти к следующему экрану, предлагаю поиграть в одну из игр, которую я использую для изучения объекта. Игра называется «Четвертый лишний». Цель игры - классификация предметов по одному признаку, нахождение четвертого лишнего. На карточках изображены предметы, материалы, профессии которые помогают возводить дом. Лишний предмет обозначают фишкой (проигрывание игры).

Уважаемые коллеги, вернемся к системе «дом».

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО…Частью чего является дом? (надсистема объекта - вставляем картинку, рисуем схему)

Перейдем к прошлому объекта.

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то…Чем был наш дом в прошлом, как люди еще защищались от неблагоприятных внешних факторов? (Выбирается картинка) Из чего состоял дом в прошлом, частью чего был дом в прошлом?

(вставляем картинки)

Прежде чем мы перейдём к будущему, предлагаю игру «Поезд времени», которая поможет закрепить информацию об объекте. Необходимо разделиться на две команды и из предложенных частей «возвести дом.

А теперь будущее.

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то (будущее объекта - вставляем вопросительные знаки)

Каким будет этот дом в будущем? Можно улучшить уже имеющееся, или же придумать несуществующее. Нам придется пофантазировать!

Уважаемые коллеги! Удалось ли заинтересовать вас методом системный оператор? Все ли было доступно? Какие трудности у вас возникли во время мастер класса?

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о деятельности детей младшей группы по конструированию «Что нам стоит дом построить…»Фотоотчёт о деятельности детей младшей группы по конструированию «Что нам стоит дом построить…» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс по изготовлению дома из бумаги «Что нам стоит дом построить»Мастер-класс по изготовлению дома из бумаги «Что нам стоит дом построить» Попова Валентина Дом играет огромную роль в жизни каждого человека, не зря ведь говорят, мой дом - моя крепость. В доме, где тепло и светло,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Фотоэтюд «Что нам стоит дом построить!»Фотоэтюд «Что нам стоит дом построить!» Попова Валентина Сегодня все строители нашей огромной страны отмечают свой профессиональный праздник. Конечно, я как жена и мать строителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Что нам стоит дом построить?» с использованием ТРИЗ-технологии «Системный оператор»
Опубликовано: 15 января 2023 в 20:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД