МААМ-картинки

Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 5

Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 5

Тема : «Быть здоровыми хотим! Продукты питания».

Словарь

Предметный: мука, хлеб, булочки, пирожки, пирожное, батон, торт, баранки, сухари (хлебобулочные изделия); рыба — фарш, котлеты, консервы; мясо — колбаса, сосиски, ветчина, холодец, пельмени, суп, борщ, биточки; молоко — сыр, сметана, простокваша, кефир, масло, творог; бульон, рассольник, сок, варенье, винегрет, салат, щи, плов, каша, холодильник.

Глагольный: резать, чистить, солить, перчить, мешать, жарить, варить, печь, тушить, коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, мариновать, консервировать, готовить, хранить, покупать, продавать.

Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть 5» размещена в разделах

Признаков: кислый, пресный, соленый, жареный, вареный, горький, мягкий, жесткий, сочный, сухой, жидкий, свежий, душистый, густой, сладкий, острый, ржаной, пшеничный, вкусный, продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный.

Развитие общей моторики

В магазин мы все ходили, и продукты там купили (идут по кругу).

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога (взмах руками влево, вправо).

Всё к обеду припасли (прямо широко разводят руками,

Чуть до дома донесли (приседают).

Развитие мелкой моторики

Мы приходим в магазин, (ходьба на месте)

Без лукошек и корзин, (сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон, (загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец, (руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают

пальцы рук)

Всё купили, наконец. (рукопожатие)

Развитие артикуляционной моторики

«Жуём твёрдую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

«Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык – «пирожок» на нижнюю губу. Подуть на горячий «пирожок».

«Чашечка для компота». Язык «Чашечкой».

«Вкусное варенье» Широким языком облизать верхнюю губу.

«Дуем на горячую кашу». Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звуки Ф, Фь

Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах. Инструкция: хлопни, когда услышишь звук Ф в словах, которые я произнесу.

Слова: кот, фазан, дома, кукла, факел, Фунтик, колбаса, молоко, фонарь.

Инструкция: хлопни, когда услышишь звук Фь в словах, которые я произнесу.

Слова: фен, мясо, фиалка, творог, масло, Федора, фигура, финиш, окно, фильм.

Различение на слух и в произношение звуков Ф, Фь в слогах и в начале слова.

«Подушка-камень». Определение какой звук стоит в начале слова – твердый или мягкий.

Инструкция: если услышишь мягкий звук, положи ладошки под щеку («подушка», если услышишь твердый звук, покажи кулак («камень»).

Слова: фонарь, фигура, финиш, фартук, форточка, фазан, факел, фен, Федора, фиалка, физика, фундук, Фунтик.

Анализ слогов ФА, ФУ, ФИ.

Прохлопывание слов (определение количества слогов) : фигура, фен, фундук, факел, Федора, Фунтик.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Что из чего приготовлено?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Суп из гороха – гороховый, Суп с вермишелью –, Суп из фасоли –, Каша из риса –, Каша из гречки –, Икра из кабачка –, Компот из вишни –, Каша из геркулеса –, Каша из перловки –.

Суп из грибов – грибной, Суп из картофеля –, Суп из рыбы –, Суп

из мяса –, Суп из курицы –, Котлеты из рыбы –, Котлеты из мяса

– …

«Скажи наоборот».

Цель: практическое употребление слов-антонимов.

Сосиски тонкие, а сардельки - толстые

Конфеты сладкие, а лимон - …

Хлеб мягкий, а сухарь - …

Суп горячий, а мороженое - …

Сахар сладкий, а соль - …

Согласование существительных с числительными 1, 2.

Одна котлета — две.

Один пирог — два.

Одно яйцо – два …

Одна сосиска – две …

Один торт – два.

Одно печенье – два печенья.

Развитие связной речи

«Верно — неверно?» Практическое употребление сложных предложений с союзом а. Развитие логического мышления. Необходимо сказать правильно.

Сыр в стакане, а чай в тарелке.

Компот в кофейнике, а кофе в кастрюле.

Чай в сковородке, а котлета в чайнике.

Пирог в чашке, а кефир в блюдце.

Конфеты в кастрюле, а суп в вазе.

Молоко в тарелке, а печенье в стакане.

Тема : «Путешествуем вокруг света.

Едем, плывем, летим».

Словарь:

Предметный: путешествие, транспорт, глобус, часть света, карта, компас, воздушный шар.

Глагольный: плывет, летит, едет, отправляться, путешествовать, смотреть, любоваться, наблюдать, переплыть, перелететь, переехать.

Признаков: наземный, воздушный, водный, пассажирский, кругосветный, вместительный, быстрый, удобный.

Развитие общей моторики

Дети едут на поезде: (с движениями) :

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу- чу- чу, чу- чу- чу-

Далеко укачу.

Мы в автобус дружно сели, (Садятся на корточки)

И в окошко посмотрели. (Смотрят по сторонам).

Наш шофер педаль нажал – (Правой ногой нажимают).

И автобус побежал. (Разбегаются по группе).

Развитие мелкой моторики

Российский край, моя земля, Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги. В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе;

производить поочередные постукивания пальцами по столу).

Площади, музеи, парков тишина, (Ладонь левой руки лежит на столе;

производить поочередные постукивания пальцами по столу).

Блеск огромных стекол, (Разводить пальцы в стороны и соединять. Быстрое

движенье)

Праздничных витрин, (Круговые движения руками, согнутыми в локтях).

Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак).

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика «Надуваем воздушный шар» (вдох через нос, удержать надутые щеки, медленный выдох через рот).

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Закончи рифмовку – чистоговорку. Упражнять в подборе подходящих слов, сходных по звучанию.

Воспитатель дает задание : «Закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».

Предлагаются рифмовки:

• ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА,

В доме… (красота, темнота, 2 кота)

• ТУ-ТУ-ТУ, ТУ-ТУ-ТУ

Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)

• ТЫ-ТЫ-ТЫ, ТЫ-ТЫ-ТЫ

Вижу я … (банты, листы, зонты)

«Придумай рифму» к словам:

Танки – … Улитка - …

Утка – … Башня - …

Гном – … Лук - …

Паук – … Лейка - …

Развитие лексико-грамматического строя речи

Загадки:

Братцы в гости снарядились

Друг за друга зацепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (поезд)

Чтобы я тебя повёз

Мне не нужен овёс,

Накорми меня бензином

Дай колёса из резины

И поднявши вихрем пыль,

Побежит….(автомобиль)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь. (самолёт)

Построении сложных слов:

Пар Возить — паровоз

Тепло Возить —тепловоз

Электричество Возить —электровоз

Пар Ходить – пароход

Сам Летит – самолет

Везде Ходит – вездеход.

Вопросы:

Как называется транспорт который ходит по городу (городской)

Как называется транспорт который ходит по железной дороге (железнодорожный).

Как называется транспорт который ходит по воде? (водный).

Как называется транспорт который летает по небу? (воздушный).

Кем мы были, когда ехали (плыли, летели? (пассажирами).

Как ещё можно назвать весь транспорт, которым мы пользовались? (пассажирский).

Развитие связной речи

Что значит слово путешествие?

Путешествие вокруг земли, планеты, вокруг света — кругосветное.

«Четвертый - лишний».

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль.

Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

«Составь предложение»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Едет, тропинка, велосипедист.

Тема : «Чем пахнут ремесла? Инструменты».

Словарь:

Предметный: ремесло, профессии, кондитер, повар, шофер, летчик, стекольщик, крестьянин, лодырь, стекольщик, безделье, стройка.

Глагольный: пахнуть, мастерить, готовить, выпекать, строить, лететь, ехать, убирать.

Признаков: сложная, трудная, ответственная, приятная, творческая, тяжелая.

Развитие общей моторики Показывать движения по тексту:

Мы в профессии играли,

Вмиг мы летчиками стали:

В самолете полетали.

И шоферами вдруг стали:

Руль теперь у нас в руках,

Быстро едем мы в горах.

И теперь на стройке мы,

Кладем ровно кирпичи.

Постучим мы молотком

И готов наш новый дом.

Развитие мелкой моторики

Много есть профессий знатных, (Соединяем пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных. (Соединяем пальцы левой руки с большим)

Повар, врач, маляр, учитель, (Последовательно соединяем)

Продавец, шахтёр, строитель… (пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю, (Сжимаем и разжимаем кулаки)

Вам продолжить предлагаю. (Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх)

Развитие артикуляционной моторики

Упражнения на дыхание:

«Трубач»— стоя, руки сжать в трубочку, поднять вверх. Вдох, медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

«Приехали в гараж»(на расслабление). Стоя на месте, ноги расставлены на ширине плеч. Руки опущены. Поднимание расслабленных рук в стороны – вверх. Вдох. И опускаем (бросить) вниз – выдох. Повторить 2-3 раза.

«Маляр»—широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад.

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Подари подарок Ане, Оле, Ире. Дифференциация гласных звуков в словах.

Вспомнить слова, начинающиеся со звуков [а], [о], [и]. Какой девочке подойдут эти слова?

Подбери картинку. Дифференциация звуков [с] – [з] в словах.

Воспитатель выставляет все картинки с заданными звуками и просит детей выбрать картинку с заданным звуком и определить место звука в слове (в начале, середине, в конце).

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Что для кого?»

Дети должны назвать, что для человека данной профессии нужно.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Художнику - кисти, мольберт, глина, краски.

Продавцу - весы, товар, фартук, касса, деньги…

Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…

Пожарному - каска, шланг, вода, огнетушитель.

Швее - ножницы, ткань, швейная машина, иголка.

Воспитателю - группа, прогулка, игра, книга.

Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.

Строителю - кирпичи, цемент, дверь, рама.

Парикмахеру - ножницы, фен, зеркало, расческа, заколки.

Что делаем инструментами?

Лопатой – копаем ножницами - …

Пилой - … иглой - ….

Топором - … молотком - ….

Ножом - …. граблями - …

Развитие связной речи

Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?».

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской, —

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Подскажите, как называлось стихотворение?

А что же такое «ремесла»? Как можно по-другому сказать?

-О каких профессиях рассказывал автор?

подскажите, что же делает кондитер?

-Ребята, а кто такой лодырь? Как вы думаете, почему автор говорит, что от него «очень неважно пахнет, ребята»?

Тема : «День защитника отечества».

Словарь

Предметный: танкист, летчик, моряк, вертолетчик, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, пулеметчик, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, вертолет, самолет, катер, корабль, орудие, ружье, пулемет, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, каска, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит, море, космос, Родина, Россия, Отчизна, Отечество, Москва, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость.

Глагольный: охранять, беречь, любить, заботиться, защищать, гордиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять, летать, прыгать, добывать, следить.

Признаков: доблестные, храбрые, отважные, смелые.

Развитие общей моторики

«Стойкий оловянный солдатик» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте- скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Развитие мелкой моторики

Аты — баты, аты — баты!

На войну идут солдаты. (Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).

Пальцы эти — все бойцы, (Дети показывают ладони с выпрямленными

пальцами).

Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).

Два — больших и крепких малых (Пальцы сжаты в кулак, подняты только

большие).

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)

Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы).

Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — (Показывают мизинцы).

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно считают пальцы на левой руке)

Один, два, три, четыре, пять - начиная с мизинца, затем на правой руке.

Будем молодцев считать. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).

Пальцы встали дружно в ряд — (Показывают ладони, разводят стороны

пальцы и сводят их).

Десять крепеньких солдат. (Показывают ладони с прямыми пальцами,

хлопают в ладоши).

Развитие артикуляционной моторики

Общие артикуляционные упражнения:

1. «Улыбка – трубочка»

2. «Часики»

3. «Качели»

4. «Футбол»

5. «Толстячки – Худышки»

6. «Лошадка».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звуки Х, Хь

Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Слова: хомяк, мох, ухо, сахар, шахматы, мех, хурма; хек, химия, малахит, бахилы.

Полный анализ и синтез слов.

ПУХ, МОХ, МУХА, слога ХИ.

«Раздели слова на слоги и сосчитай»

Лет- чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, де-сант-ник

«Передай сигнал». Повторить ритм.

/// - / - ///, // - // - //, / - // - /, / - // - ///.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Жадина» скажи правильно: мой- пистолет, автомат, танк ; моя- форма, лодка, пушка; мои -самолеты, пистолеты; моё оружие.

«Один – несколько - много» Танкист - танкисты – танкистов; летчик - летчики - летчиков, моряк - моряки – моряков; воин - воины – воинов; пилотка - пилотки – пилоток; лодка - лодки - лодок; десантник - десантники – десантников; пограничник – пограничники - пограничников.

Отработка употребления предлогов В, НА, ПОД, К.

Сделать фигурки танкиста/летчика, танка/самолета, самолет и облако (или взять игрушки/или сделать из лего конструктора).

Танкист подошел к танку, залез на танк, теперь он в танке. Танк сломался, чтобы его починить танкист залез под танк. И т. д.

Развитие связной речи

Загадки

Гусеницы, башня, пушка,

Люк открытый на верхушке.

Та машина в поле чистом

Управляется (Танкистом)

Бескозырка и тельняшка,

Вьются ленты за спиной.

По полгода ходит в море,

Вы узнали кто такой? (Моряк)

На границе он стоит,

Враг не лезет к нам, дрожит.

В поле, иль на берегу,

Преграждает путь врагу. (Пограничник)

Тема : «День 8 Марта. Профессии наших мам».

Словарь

Предметный: семья, родители, родственники, дети, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, младенец, племянник, племянница, тётя, дядя, весна, март, мимоза, цветы, открытка.

Глагольный: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть.

Признаков: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная.

Развитие общей моторики

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются, «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

Развитие мелкой моторики

Огромный букет нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены –

«птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко

обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,

сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошками вверх).

Развитие артикуляционной моторики

Комплекс упражнений для звука [С]. «Лопатка», «Дуем на лопатку», «Мостик», «Сделали мостик – сломали мостик», «Дуем на мостик».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звук С

1. Уточнить произношение звуков [с], [сь].

2. Учить определять позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Слова: сок, сом, маска, каска, носок, усы, оса, нос, глобус, автобус, кактус.

Упражнять в делении слов на слоги.

3. Полный анализ и синтез слов СУП, НОС, СОК, КОСЫ, МАСКА.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Притяжательные прилагательные (мамин, папин, дедушкин, бабушкин)

Образуй признаки от предметов

Мама (значит ты чей) – мамин.

Папа - … папин.

Бабушка - … бабушкин.

Дедушка - … дедушкин.

Дядя - … дядин.

Тётя - … тетин.

Один – много

Семья – семьи – много семей.

Дедушка – дедушки – много дедушек.

Сын – сыновья – много сыновей.

Дочки – дочки – много дочек.

Сестра – сестры – много сестер.

Брат – братья – много братьев.

Внук – внуки – много внуков.

Родственник – родственники – много родственников.

Скажи ласково.

Любимая – любименькая.

Родная – родненькая.

Молодая – молоденькая.

Старая – старенькая.

Умная – умненькая.

Красивая – красивенькая.

Добрая – добренькая.

Милая – миленькая.

Уточнить употребление предлогов с, со.

Вставь пропущенное слово.

Я проснулся рано, чтобы поздравить маму с праздником. Я решил сделать маме сюрприз – приготовить завтрак. Поставил на стол вазу с цветами, чашки, тарелку с бутербродами, конфетницу с конфетами. Мама очень обрадовалась. Ей понравился мой сюрприз. Потом я сам убрал со стола.

Развитие связной речи

Ответь на вопросы

Кем приходится девочка маме и папе?

Кем приходится мальчик маме и папе?

Кем приходится девочка бабушке и дедушке?

Кем приходится мальчик бабушке и дедушке?

Кем приходится девочка мальчику?

Кем приходится мальчик девочке?

Кем приходится девочка тёте и дяде?

Кем приходится мальчик тёте и дяде?

Если в семье живут мальчики и девочки, кем они приходятся друг другу?

Тема : «Весна пришла. Сезонные изменения».

Словарь

Предметный: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена.

Глагольный: наступила, пришла, трещит (лёд, ломается, журчит, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют (гнёзда, выводят (птенцов).

Признаков: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая (капель, шумный, журчащий, весёлый, перелётные, краснощекие, проворные, березовые (почки).

Развитие общей моторики

«Солнце»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Развитие мелкой моторики

Весёлые льдинки под самым карнизом,

Над самым оконцем (Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки (Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки… (Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки. (Стучат пальчиками по столу.)

«Весна»

Раз – весна, (На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках,

начиная с мизинцев).

Два – капель,

Три – сосульки тают.

Март прошел, идет апрель,

Птицы прилетают. (Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички).

Развитие артикуляционной моторики

Комплекс упражнений для звуков [Ш, Ж] : «Чистим верхние зубки», «Ступеньки», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».

Развитие фонетико-фонематического восприятия

Звук [Ш]

Уточнить произношение звука [ш]. Обратить внимание на то, что звук [Ш]

всегда твердый.

Упражнять в делении слов на слоги. Определение позиции согласного звука в

слове: начало, середина, конец.

Слова: шкаф, шина, шип, шапка, камыши, кошелек, афиша, бабушка, подушка, тушь, малыш, душ.

3. Полный анализ и синтез слов ШУТ, ШУБА, ШАПКА, УШИ, МЫШИ, ШИНА, ДУШ.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Подбор определений к предметам и объектам.

Скажи какой, какая, какое, какие?

Солнце (какое) – яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее,

веселое, большое, нежное.

Трава (какая) – молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Листочек (какой) – зеленый, молодой, клейкий, маленький.

Почка (какая) – маленькая, молодая, клейкая.

Весна (какая) – ранняя, поздняя, теплая, дождливая, долгожданная.

Облака (какие) – легкие, белые, пушистые.

Небо (какое) – голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Скажи со словом весенний.

День, погода, солнце, гроза, настроение, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

Развитие связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Весна наступила». Выставить серию картин «Весна наступила» (Каше).

Какое время года изображено?

Как вы догадались? (по одежде, по лужам и т. д.)

Придумайте имя мальчику.

Что вынес Миша на прогулку?

А потом что он сделал и почему?

Что вынес Миша на этот раз?

Как он стал играть с корабликом?

Послушайте, какой получился рассказ: «Наступила весна. Мама дала

Мише куртку и вязанную шапочку. Он взял лыжи и пошел на прогулку.

Но что такое? На улице ярко светило солнце, на земле появились большие

лужи, а прямо около крыльца журчал ручеек. С крыши свисали и капали

сосульки. Нет, на лыжах не покатаешься. Мама не напрасно сказала, что

наступила весна – подумал Миша и вернулся домой. Дома он взял

кораблик и вышел снова на улицу. Миша подошел к ручейку. Сейчас он

будет пускать кораблик. Наверное, он будет капитаном или моряком.

Какая интересная игра!»

Отгадай загадки и выучи понравившуюся.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (весна)

К маме речке я бегу

И молчать не могу.

Я сын её родной,

А родился весной. (ручеек)

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. (почки).

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 5
Опубликовано: 28 июня 2023 в 09:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД