Получи документы

Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ

Светлана Ананьина
Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ

Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. При недостаточном развитии мелкой моторики дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его само-оценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Публикация «Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовала возможность использования оригами для развития мелкой моторики, точности движений пальцев рук, мышления, памяти, улучшения внимания и творческих способностей. Все эти качества необходимы для дальнейшего обучения в школе.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Для педагогов оригами – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта.

Занятия оригами полностью соответствуют требованиям современного детского сада, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.

Оригами способствует развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленно-го сосредоточения. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль.

Свою работу по данному направлению я построила на главных методических принципах с учетом возраста детей, провела диагностику по выявлению умений детей работы с бумагой, по степени усложнения заданий.

По результатам диагностики было выявлено не достаточно сформированное умение работы пальцев рук, концентрации внимания, мышления.

Цель моей работы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами с использованием личностно –ориентированного подхода.

Задачи:

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Познакомить детей с различными приемами работы с бумагой.

Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, способствовать созданию игровых ситуаций.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать трудовые навыки.

По данной теме я работаю уже третий год. Начинать занятия необходимо со средней группы, в основном они проходят в свободной деятельности, вне основных занятий, один раз в неделю. Два раза в год проводится мониторинг знаний и умений детей и ставятся задачи на следующий год. На первых занятиях я уточняю знания детей о геометрических фигурах, их умении перегибать и складывать бумагу пополам и по диагонали. Многие поделки изготавливаются на основе базовой формы «квадрат».

Для разминки, в начале занятия, используются пальчиковые упражнения. Они могут быть как со словами, так и без речевого сопровождения. В результате постоянного включения в занятия пальчиковых игр кисти рук при-обретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для изготовления фигурок в стиле оригами квадрат можно складывать не-сколькими способами. Получившиеся заготовки, называются базовыми формами.

Особое внимание уделяется использованию игровых приёмов, художественного слова. Благодаря проведению занятий в игровой форме, дети к концу года с лёгкостью осваивают основы складывания оригами. От сделанной фигурки у ребенка возникает желание заниматься дальше, даже дома старается повторить то что делали в садике. Ребёнок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него всё получилось. Поэтому сложенные фигурки мы можем раскрасить, украсить, оживить любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает! Дети начинают играть со своими изделиями. Ребята проговаривают реплики, они вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

При планировании подбирается, в соответствии с темой, стих, загадка или сказка, которые помогают создать игровую мотивацию («лесная сказка», «сказочные домики», «рыбки в море», «отправляемся в космос).

Для оформления объёмных фигурок готовятся «полянки», «озёра», т. е. плоские подставки, к которым и крепятся поделки, а плоскостные – становятся основой аппликаций.

Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.

Занятия по изготовлению поделок оригами не только воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствует развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, улучшает восприятие, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами.

Техника оригами требует работы обеих рук, что дает возможность ориентироваться в пространстве (вправо-влево, вверх-вниз). К концу учебного года кисти пальцев становятся более ловкими, точными.

Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать по-делку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; дети быстро освоили величину (большой - средний - маленький квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры.

Дети, которые занимаются оригами, легче осваивают технику письма.

К каждому ребенку имеется свой индивидуальный подход, при котором он чувствует свою уверенность и то что у него все получится. Появляется уверенность в себе, своих силах, умение сосредотачивать внимание. Особенно запоминающимися в работе с детьми оригами стали такие работы как «Домики», «В осеннем лесу», «Ёлочка», «Рыбки в море», «Ракеты», «Зубастики». Ребята радуются, что с легкостью овладевают техникой и способами складывание, сгибание, склеивание, надрезание бумаги. Я надеюсь, что это увлечение им поможет в школе и в жизни.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Результаты мониторинга детей при освоении техники оригами.

Высокий Средний Низкий

1 год обучения (5-6 лет)

Начало года 0% 32% 68%

Конец года 23% 77% 0%

2 год обучения (6-7 лет)

Начало года 25% 75% 0%

Конец года 72% 28% 0%

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированный подход при использовании технологии оригами в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 26 августа 2021 в 13:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД