МААМ-картинки

Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы

Елена Гальцева
Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы

Культурно-смысловые контексты

для развития познавательной и коммуникативной инициативы

в рамках реализации программы

«Миры детства: конструирование возможностей»

Авторы программы «Миры детства: конструирование возможностей» особое внимание уделяют задачам познавательного и социально-коммуникативного развития ребенка, а именно: развитие познавательной (любознательности) и коммуникативной инициативы, а также освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире). К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родо-видовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Старший дошкольник овладевает ими как на уровне предметно-практического, так и на уровне образно-символического действия.

Публикация «Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы» размещена в разделах

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Авторы программы считают, что все это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.

Такими культурно-смысловыми могут выступать, условно говоря «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

1) Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2) Коллекционирование (классификационная работа);

3) Путешествие по карте;

4) Путешествие по «реке времени».

Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок и т. п.).

«Исследования-путешествия» инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.

Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, «работая» в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи :

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

- коллекционирование (классификация) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему – на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Все эти контексты эпизодически используются воспитателем в образовательном процессе с дошкольниками, но в программе «Миры детства: конструирование возможностей» им придается значение систематизирующего фактора в организации содержания занятий.

В рамках этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром. Это темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.

Темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (инструменты, приборы и пр., наиболее целесообразно раскрыть в контексте «опыты» (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно задавать в контексте «коллекционирование».

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и т. д.) наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте», а темы, связанные с историческим временем (прошлое-настоящее-будущее) – через контекст «путешествие по «реке времени».

Путешествие по карте и по «реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия, а также создать целостные образы исторических эпох через «метки»-символы материальной цивилизации.

Таким образом, круг тематических содержаний планируется исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Используемая литература

1. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками//Ребенок в детском саду 2002 № 5.

2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду 2003 № 3.

Публикации по теме:

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельностиДетский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности Боева Светлана Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад №1", о. Муром Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности является.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы»Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Игровая.

Календарь интересных событий, как форма планирования образовательной деятельности для развития детской инициативы и самостоя Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования.

Коррекционно-развивающее занятие для развития коммуникативной сферы «Сочиним сказку»Коррекционно-развивающее занятие для развития коммуникативной сферы «Сочиним сказку» Цель: совершенствование речевых навыков и умений. Задачи: Возраст 4-7 лет Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие»:.

Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но.

Развитие познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами активных методов ОД в подготовительной группе "Соль друг - соль враг" Задачи 1. Стимулировать детей к формулированию собственных выводов; 2. Развивать речевую.

Презентация «Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах» Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурно-смысловые контексты для развития познавательной и коммуникативной инициативы
Опубликовано: 30 января 2019 в 11:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД