Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей» (1 фото)

Наталья Гордиенко
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей»

Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей»

Влияние природы на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. При ознакомлении детей с природой одновременно решаются две задачи: воспитательная и образовательная.

Воспитательная задача-это развитие у ребенка способности видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Образовательная – обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять в общих чертах основные закономерности природы.

В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти задачи неотделимы друг от друга и решаются в комплексе. Только познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее и бережнее относиться к ней. В процессе ознакомления закладываются и основы экологической культуры.

Различные виды деятельности способствуют полноценному знакомству детей с миром природы: наблюдения, чтение стихов, отгадывание загадок, игры и. т. д. Все это помогает ребенку ощутить гармонию окружающей природы и почувствовать необходимость оберегать ее.

На занятиях, на прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель.

В ознакомлении детей с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре ребенок учиться вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая летом и осенью.

Воспитатель сам может придумать различные варианты игр.

1.Находить предметы по сходству. Дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы.

2.Находить предметы по слову-названию.

3. Выделять отдельные признаки растений.

4. Узнавать предметы на ощупь, вкус, по запаху и называть их.

5.Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме)

6 . Находить целое по части. Это даст возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.

7.Находить растение по описанию взрослого.

Разнообразный наглядный природный материал (плоды, семена, ветки деревьев, ракушки, гербарии) способствуют конкретизации представлений детей о мире природы, создает эмоциональный настрой.

Природный материал можно подготовить самим. Осенью в парке, в лесу много желудей, орехов. Из причудливых веток и корней растений можно создать удивительные образы. Летом в поле можно собрать колоски пшеницы, ржи, кукурузные початки, а на пруду рогоз, камешки, ракушки. Каждый экспонат будит воспоминания ребенка, сближает его с родной природой.

Большую роль в экологическом воспитании играют экологические игры Например игра «Волшебные дощечки» знакомит детей с разнообразным природным материалом, развивает воображение.

Игра «Волшебные дощечки»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: карточки 5 х 10 см. На одной стороне карточки приклеен или закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей, ракушки, мелкие камешки, рыбная чешуя, иголки хвойных деревьев, перышки птиц и многое другое.

I вариант:

Каждому ребенку раздается комплект или карточка и предлагается исследовать разными способами: рассмотреть, понюхать, пощупать. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминания х, связанных с этим местом, об опыте использования этого материала. Придумать название карточки.

II вариант:

Упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая по их мнению, подходит к этому описанию, обьяснить свой выбор.

III вариант:

Более сложный вариант упражнения. Ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь. Ребенок не только должен обьяснить выбор, но и зарисовать свои ощущения.

Дидактическая игра «Ароматная сказка»

Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал: мешочки с травами, природными материалами, картинки с,

Ход игры

Каждому ребенку предлагается мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка. Ребенок должен понюхать мешочек, попытаться представить, где живет герой сказки (море, лес, горы, обьяснить свои ощушения и свой выбор.

На следующем этапе ребенок выбирает иллюстрацию с изображением места, где смог бы жить главный герой, старается мысленно побывать в гостях у героя сказки (в лесу, у реки и так далее) Затем рассказывает о своих впечатлениях и ощущениях. Вначале дают один мешочек. Когда у детей накопится определенный опыт, можно дать сразу 2-3 мешочка с запахами, предлагая придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения, ассоциации.

Играя, ребенок легко, быстро и творчески, незаметно для себя усваивает новые и применяет уже полученные знания. В процессе игры он учится наблюдать, анализировать окружающий мир, следовательно, развивается его мышление.

В играх с природным материалом конкретизируются детские представления об особенностях внешнего мира.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Консультация для родителей «Папа может! Или Роль отца в воспитании детей» В преддверии праздника настоящих мужчин – Дня защитника Отечества, хочется поговорить о наших дорогих, сильных, любимых, в общем, самых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 22:46
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД