Получи документы

Консультация для родителей «Рука развивает мозг»

Валентина Сметанина
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»

«РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ»Рука развивает мозг”

«Рука — вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.

Публикация «Консультация для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах

Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев,- говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети — неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, “отвечающие” за формирование речи ребенка. Значит, пальцы “помогают” говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего – лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать, вырезать плавно, не отрывая ножниц от бумаги. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. В процессе работы с различными материалами (ткань, бумага, картон, на занятиях рисованием и лепкой рука ребенка постепенно готовится к письму, требующему довольно тонких движений пальцев. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно склеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т. д.) Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребенка, часто зависит отношение к нему и одноклассников, и родителей.

Существует масса упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук: “Обведи похожий”, “Узнай кто я?”, “Только черточки”, ”Кто в домике живет?”, ”Лабиринты”, ”Дорожки”, ”Графический диктант”, ”Пальчиковые игры”, ”Игры со спичками”.

Взаимосвязь разных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд развивает не только мелкую моторику, но и формирует произвольность психических процессов. Ребенок учится следовать инструкциям, действовать по образцу, контролировать полученный результат, корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Во время конструктивной деятельности у детей развивается мотив сотрудничества с взрослым и с другими детьми. Ребенок учится ставить цель и удерживать ее на протяжении выполняемой деятельности. У ребенка совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Ребенок приобретает опыт управления своим поведением и своими психическими процессами. А это является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.

Таким образом практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько значимы занятия по конструированию, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико — пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучат с пользой проводить свободное время.

КАРТОТЕКА ИГР

для развития мелкой моторики рук

Игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно сделать все, что захочется. Игра с пластилином и глиной активизирует работу пальцев, развивает речь и воображение, память и образное мышление.

Из глины и пластилина можно:

cкатать самый маленькой шарик;

скатать самый большой шарик;

скатать короткую колбаску;

скатать длинную колбаску;

скатать высокий столбик;

скатать низкий столбик;

разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

раскатать лепешку, “ попрыгать” на ней пальцами (кулачками и др.) – на что это стало похоже?;

скатать длинные “веревочки”, а из них сплести косички;

накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек);

создать какой – либо необычный образ, сильно сжав пластилин в кулаке;

вылепить героев любимой сказки, песенки и т. д. ;

вылепить свои ощущения (впечатления) от услышанной мелодии и т. д.

Игры с орехами и крупой.

Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно использовать для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.

Игры с орехами.

Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи.

Их можно:

— вращать между ладонями (один или два);

— перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

— вращать внутри одной ладони;

— удерживать поочередно между пальцами рук.

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Игры с крупой.

Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др.

Их можно:

— сортировать с открытыми глазами (игра “Золушка”);

— сортировать на ощупь;

— превращать в буквы, цифры, небольшие слова;

— использовать для изготовления картин, панно.

Ласковые игры для пальчиков.

— Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек, допустим только зайчика.

— Или найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.

Сравнить две мягкие игрушки на ощупь: чем похожи? Чем различаются?

— На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка ( в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.).

— Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.

— При помощи палочки с закрытыми глазами “определить” предмет, стоящий на столе.

— На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.

— С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.

Что еще могут пальчики?

— Показать восхищение (удивление, восторг и др.).

— Подозвать к себе.

— Пригрозить.

Сказать: ”Здорово!”

— Приласкать.

Сказать: “Стоп!”

Сказать: “Победа!”

Публикации по теме:

Игра учит, воспитывает, развивает!Игра учит, воспитывает, развивает! «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни»- говорл известный русский педагог П. Ф. Лесгафт Каждый родитель.

Фотоотчет «Раз рука, два рука, лепили мы снеговика!»Фотоотчет «Раз рука, два рука, лепили мы снеговика!» Друг на друге три шара их скатала детвора, Напоследок очень ловко, прикрепили нос морковку, Нипочем ему мороз, аж вспотел морковный нос,.

Фоторепортаж «Раз рука, два рука-мастерили мы снеговика».Фоторепортаж «Раз рука, два рука-мастерили мы снеговика». Зима это самое красивое, сказочное время года. Это время, когда можно увидеть много природных чудес -это пушистый белый снег из снежинок,.

Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?» Краткие выводы из науки о мозге Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Мастер-класс по изготовлению креативной кормушки для пичужки «Рука — кормилица»Мастер-класс по изготовлению креативной кормушки для пичужки «Рука — кормилица» Птицам, обитающим в дикой природе, необходима защита и забота. Особенно сложно им приходится в зимнее время. Именно, поэтому неравнодушные.

Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работаПальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.

Проект «Осень с нами играет, осень нас и развивает» в средней группе дошкольного возрастаПроект «Осень с нами играет, осень нас и развивает» в средней группе дошкольного возраста 2019 год Проект подготовили: Пирогова Е. А., Наволоцкая С. Н. – воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Работа над проектом.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг»Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики - развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.

Занятие по конструированию с элементами рисования в средней группе «Моя рука — моя семья»Занятие по конструированию с элементами рисования в средней группе «Моя рука — моя семья» Цель: привлекать детей к конструированию из бумаги с использованием рисования. Задачи: - Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
Опубликовано: 17 марта 2023 в 10:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД